+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Известно, что характеристики шин ухудшаются по мере износа, особенно на мокрой поверхности, но насколько?
Этим вопросом задается каждый автовладелец, когда приходит время смены зимних шин на летние. Соблазн отложить покупку новых шин по соображениям экономии особенно заманчив, когда имеющиеся шины еще не изношены до установленного законом предела в 1,6 миллиметра. Чтобы рассеять все сомнения, журналисты популярного финского автоиздания Moottori провели сравнительные тесты новых и изношенных летних шин шести различных моделей. И результаты испытаний красноречиво говорят о том, что изношенная шина представляет собой явную угрозу безопасности.
Для испытаний эксперты Moottori выбрали шесть комплектов шин различных категорий и типоразмеров, которые до этого эксплуатировались в обычном повседневном режиме, и шесть комплектов аналогичных совершенно новых шин. Сегмент топливосберегающих экошин в тестах представляла модель Goodyear EfficientGrip Performance в размере 195/65 R15, от лица бюджетных покрышек выступала Kormoran RunPro B в том же типоразмере. Особый интерес вызывала шина Michelin CrossClimate+ размером 205/55 R16, которую французский производитель относит к новому классу Лето+ и которую можно использовать в условиях внезапно выпавшего снега. Michelin Primacy 3 (205/55 R16) и Nokian Hakka Black 2 (225/45 R18) представляли в тесте так называемые летние шины премиум-класса. И, наконец, шестым участником испытаний стала летняя шина эконом-класса Nokian Nordman SX2 в размере 205/55 R16.
Журналисты финского издания подчеркивают, что характеристики тестировавшихся шин с износом не прямо пропорциональны друг другу, поскольку глубина их канавок варьировалась от 3,0 до 4,9 мм для передних шин и от 3,5 до 6,0 мм для задних шин. Более правильный способ анализа результатов проведенных тестов - это сравнение того, насколько характеристики бывшей в употреблении шины ухудшаются или, возможно, улучшаются по сравнению с соответствующей ей новой контрольной шиной.
Итак, знакомимся с участниками тестов:
Одна из самых важных и самых обманчивых характеристик летних шин - это их устойчивость к аквапланированию. В этой области тест выявил разительные различия между новыми и изношенными шинами.
Устойчивость к аквапланированию на прямой
В испытаниях на прямом треке, залитом водой, новые шины доказали, что они лучше, чем изношенные. Так, новая 15-дюймовая шина Kormoran сумела разогнаться до 90,4 км/ч прежде, чем потеряла сцепление с асфальтом. Результат же шин Kormoran с канавками глубиной 3 мм оказался гораздо хуже, изношенные покрышки до срыва в аквапланирование ехали со скоростью на 15 км/ч меньше, чем новые.
Вторая 15-дюймовая участница тестов показала сравнимые с предыдущими результаты. Подержанный Goodyear с 3,5-миллиметровыми канавками добрался до скорости 73,8 км/ч, а новый выстоял до 87,4 км/ч.
Из трех 16-дюймовых шин, участвовавших в тесте, самое высокое сопротивление аквапланированию показала новая Nokian Nordman (82,5 км/ч). При этом бэушная SX2 с канавкой 3,4 мм отстала от новой шины на 16,5 км/ч - это самое значительное отставание в парах испытуемых моделей. Обе новые шины Michelin также превысили отметку в 80 км/ч, а изношенная CrossClimate+ (4,8 мм) уступила контрольной шине меньше других - всего 9 км/ч.
Единственная 18-дюймовая шина, являющаяся к тому же обладательницей самого широкого из группы испытуемых шин протектора, Nokian Hakka Black 2, как и ожидалось, оказалась наиболее чувствительной к аквапланированию. Подержанная шина (4,3 мм) потеряла сцепление на скорости 64,4 км/ч, а новая разогналась до скорости чуть более 72 км/ч, что также гораздо слабее, чем у конкурентов с более узким протектором.
Устойчивость к аквапланированию в поворотах
15-дюймовые шины были столь же убедительны и в испытаниях на прохождение мокрых поворотов. Новый Kormoran потерял управляемость на скорости 94 км/ч, а Goodyear - на 2 км/ч ниже. У обеих бэушных шин предел выдержки оказался на 9 км/ч ниже. Кроме того, потеря тяги на изношенных шинах была более резкой и неожиданной для водителя.
Из дуэта новых шин Michelin лучше сопротивлялись аквапланированию Primacy 3 (88 км/ч), опередив Cross Climate+ на 4 км/ч. При этом пользованный Primacy уступил новому 12 км/ч - это худший результат среди изношенных шин и самая большая разница с аналогичной контрольной шиной.
В «финском дерби» новый 16-дюймовый Nordman (90 км/ч) на 5 км/ч опередил новую 18-дюймовую Hakka Black.
Результаты тестирования свидетельствуют о том, что глубина канавки сильно влияет на устойчивость шины к аквапланированию независимо от её бренда. Чем больше изношена шина, тем хуже она вытесняет воду и быстрее теряет сцепление с дорожной поверхностью.
Хорошая летняя шина должна быть безопасной для вождения в любых условиях. К сожалению, поведение шины на дороге может радикально измениться с износом.
Управляемость на мокром асфальте
Из новых шин самой быстрой на мокрой трассе была 18-дюймовая Nokian. Её реакции на повороты руля были всегда логичны и предсказуемы. На аналогичных подержанных шинах необходимо было ехать спокойнее. Сцепление передних изношенных шин намного ниже, чем у новых, поэтому они медленнее проходят резкие повороты. Соответственно, в быстрых поворотах автомобиль на изношенных шинах больше склонен к избыточной поворачиваемости, чем на соответствующих новых шинах.
Новые Michelin Primacy 3 и Nordman стали вторыми по скорости на мокрой трассе и впечатлили экспертов тем, что были достаточно управляемы или нейтральны при переходе от одного поворота к другому. В случае использования изношенных покрышек, время Michelin на круге ухудшается на две секунды, а управляемость остается столь же предсказуемой.
У модели Nordman SX2 разница между новыми и бывшими в употреблении шинами довольна значительна, что наглядно отражают показания секундомера. При этом управление автомобилем на изношенных шинах Nordman становится по-настоящему непредсказуемым. В зависимости от скорости, выбранной водителем, движений рулем и работы педалью газа, шины в одном и том же повороте могут проявлять как недостаточную, так и избыточную поворачиваемость.
Новый Goodyear едет немного медленнее, чем вышеупомянутый дуэт, но время круга на изношенной шине ухудшается незначительно - всего на шесть десятых секунды. Уровень и пределы сцепления, естественно, несколько снижаются, но в остальном разница между новой и бывшей в употреблении шиной довольно мала.
Новый Kormoran довольно логичен и предсказуем в плане недостаточной поворачиваемости. И даже при уменьшении глубины канавок базовые характеристики управляемости шин польского бренда не сильно меняются.
Новые Michelin CrossClimate+ на мокрой трассе почти на секунду медленнее новых Michelin Primacy 3. При этом, имеющая необычный для летней модели рисунок протектора, CrossClimate+ более точна в поворотах при оптимально выбранной скорости движения. Чрезмерное же увлечение скоростью приводит к недостаточной поворачиваемости, восстановление которой происходит медленнее, чем у Primacy. Впрочем, управление автомобилем на обеих новых шинах Michelin не напрягает.
А вот при использовании бэушных шин соотношение характеристик в этой паре меняется. Менее изношенные CrossClimate+ более эффективно удаляют воду со своего пути, а Primacy стали единственными шинами из группы испытуемых, на которых тестовый автомобиль начинал рыскать на участке максимального разгона.
Безусловно, износ шин влияет на длину тормозного пути. А дополнительные сюрпризы водителю преподносят перепады температуры и влажности дорожного покрытия.
Торможение на мокрой дороге
Тормозные характеристики шин тестировались в Финляндии и ЮАР. В тестах, проведенных холодной финской осенью на неровном мокром асфальте, разница между новыми и подержанными шинами, в зависимости от модели, составила минимум 4,3 метра (Michelin Cross Climate+) и максимум 8,5 метра (Michelin Primacy 3).
В южноафриканскую жару разница в мокром торможении между новыми и подержанными шинами заметно сократилась. В дуэте Kormoran она составляла всего 1,1 метра, а наибольшие различия были у пары Nokian Nordman - 5,4 метра.
Торможение на сухой дороге
На сухом асфальте новые и изношенные шины были еще ближе друг к другу. На финском треке изношенная шина Kormoran остановилась даже раньше, чем соответствующая новая шина, на 2,3 метра. В Южной Африке этот разрыв сократился до 0,6 метра, но опять же в пользу изношенных шин.
В остальных парах в условиях прохладной финской погоды бывшие в употреблении были хуже новых, а под жарким южноафриканским солнцем подвиг бэушного Kormoran удалось повторить изношенному Michelin Cross Climate+, пусть и совсем с небольшим преимуществом в 0,2 метра.
Проведенные экспертами журнала Moottori испытания подтвердили, что эксплуатационные характеристики шин снижаются с износом независимо от марки и типоразмера. Последствия износа наиболее заметны во время дождя. Изношенная шина не способна удалять воду, попадающуюся на ее пути, с такой же эффективностью, как новая. Важнейшее значение имеет глубина протектора шин, особенно в регионах с влажным климатом и не идеальным дорожным покрытием.
Автовладельцам следует внимательно прислушаться к советам специалистов шинной отрасли, которые настоятельно рекомендуют менять летние шины, когда глубина основных канавок становится меньше четырех миллиметров. Результаты минувших тестов свидетельствуют, это эмпирическое правило обусловлено не стремлением увеличить продажи шин, а служит напоминанием о том, что не стоит эксплуатировать летние шины до минимально допустимой глубины протектора в 1,6 мм.
Автор: Moottori
Теги: летние шины, тесты шин, Moottori, Goodyear EfficientGrip Performance, Kormoran RunPro B, Michelin CrossClimate+, Michelin Primacy 3, Nokian Hakka Black 2, Nokian Nordman SX2