+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Эксперты ведущего российского автоиздания «За рулем» испытали шесть актуальных моделей летних шоссейных шин размерностью 215/65R16, который подходит для таких популярных в нашей стране моделей кроссоверов и внедорожников, как Renault Duster, Lada Niva Travel и другие. При этом, подыскивая для испытаний модели «кроссоверного» размера, журналисты акцентировали внимание на шинах российского и китайского производства.
Например, в число участниц теста попали едва ли не самые доступные на российском рынке китайские шины Sailun Atrezzo Elite, которые можно купить по цене 5800 рублей за штуку. На 100 рублей больше просят за российские Viatti Bosco H/T V‑238. Сваренные в Китае шины Maxxis Premitra HP5 обойдутся в 6200 рублей за штуку. Отечественную резину Cordiant Comfort 2 SUV продают по 6600 рублей, а за финский Nokian Tyres Nordman S2 SUV российского производства просят 6800 рублей.
В существующих реалиях все эти модели можно отнести к категории бюджетных, и чтобы посмотреть, как недорогие покрышки будут выглядеть на фоне шин премиум-класса, к испытаниям подключили хорошо себя зарекомендовавшие себя на российских дорогах шины Nokian Tyres Hakka Blue 3 SUV по 7800 рублей за штуку, произведенные на заводе в Ленинградской области. Уточним, Hakka Blue 3 SUV приняла участие в этом сравнительном тесте вне зачета.
Тестирование шин проходило на полигоне Центра испытаний НАМИ при температуре воздуха от плюс 9 до 13 градусов Цельсия. В качестве тестового автомобиля использовалась Lada Niva Travel с антиблокировочной системой ABS. Все замеры проводились с помощью профессионального измерительного комплекса Vbox Racelogic, работающего со спутниками ГЛОНАСС и GPS.
ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
Эффективность торможения в системе оценки шин журнала «За рулем» имеет наибольшую весомость. Все правильно, своевременная остановка поможет избежать аварии. Замеры тормозного пути на мокром асфальте начинались со скорости 80 км/ч, а на сухом - со 100 км/ч. При этом длину тормозного пути измеряли не до полной остановки, а до остаточной скорости 5 км/ч, чтобы исключить влияние частичной блокировки колес.
На влажном покрытии разница между лучшим торможением «внезачетных» шин Nokian Tyres и худшим у Cordiant оказалась менее 3 процентов. На сухом асфальте разница увеличилась до 5 процентов, что тоже не так уж и много. Лидером осталась Hakka Blue 3 SUV, а замыкающими - Cordiant и Viatti. Возможно, всё дело в том, что было нежарко. А экспертов порадовало, что ни одну из принимавших участие в испытаниях шин нельзя отнести к небезопасным при торможении.
ПЕРЕСТАВКА
Зачастую, пытаясь избежать аварии, водители вместо торможения инстинктивно начинают уворачиваться от внезапно возникшего на дороге препятствия. Насколько успешным окажется такой маневр, зависит не только от навыков управления автомобилем, но и от способности шин удержать машину на траектории. Говоря профессиональным языком, от комплекса поперечных сцепных свойств и уводных характеристик, который эксперты «ЗР» оценивают, определяя максимально возможную скорость экстренной смены полосы - выполнения маневра «переставка».
Лучший результат как на мокром (65,8 км/ч), так и на сухом (69,3 км/ч) асфальте вновь показывает премиальная Hakka. Из представительниц «зачетной» группы на мокрой дороге лидирует Sailun (64,1 км/ч), а на сухой - Nordman (67,4 км/ч). Насторожили испытателей только шины Viatti, у которых самая низкая скорость смены полосы движения как на влажном, так и на сухом асфальте - 60,0 км/ч и 61,3 км/ч соответственно.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
На следующем этапе испытаний оценивалось поведение тестовой Niva Travel на высокой скорости - на прямой, а также при мягких перестроениях, имитирующих объезд препятствия и обгон. Лучшими эксперты назвали шины Nordman, к которым не было никаких претензий. Самое же неприятное впечатление оставили покрышки Viatti, наделяющие рулевое управление очень широким и малопонятным «нолем» и вынуждающими поворачивать руль на большие углы. «Не едешь – а будто плывешь, как на лодке», - резюмировали тестировщики шин.
Следующая дисциплина - экстренное маневрирование. Самое понятное и предсказуемое поведение при резких маневрах как на сухой, так и на мокрой дороге Niva показала на шинах Hakka Blue 3 SUV. Из «зачетных» участниц теста хорошими манерами отличилась Nordman S2 SUV. Замечаний к ней у экспертов не было, как, впрочем, и восторга они тоже не испытали.
На мокром асфальте сложнее всего управлять тестовым автомобилем с шинами Maxxis и Viatti. Обе не обеспечивают приемлемой точности руления. И самое неприятное в том, что первая допускает прогрессирующий занос, требующий незамедлительной корректировки, а вторая, при более плавном скольжении задней оси, после восстановления сцепления «отстреливает» автомобиль в сторону.
На сухом покрытии зацеп лучше, поэтому боковая нагрузка на шины выше. Это еще больше ухудшает и без того «сложную» управляемость моделей Maxxis и Viatti до «проблемной». И пусть первая оказалась чуть лучше, но в пределе обе допускают снос. Водителю приходится больше крутить руль, который теряет информативность. При этом все реакции на повороты руля - с задержкой. У Viatti они более ленивые, поэтому и оценка у нижнекамской шины ниже.
КОМФОРТ
Уровень комфорта, который шины способны обеспечить экипажу тестовой Niva Travel, оценивался на вспомогательных дорогах тестового полигона. В распоряжении испытателей были все виды дорожных дефектов: ямы, бугры, трещины, а также разные типы асфальта - от гладкого до нарочито грубого.
Проблем с акустическим комфортом не наблюдалось ни у одной из участниц теста. Лишь незначительные замечания от экспертов получили Maxxis и Viatti, которые слегка повышали свой голос в некоторых режимах.
С плавностью хода дела обстояли уже не так радужно. Плавнее всех катится Nordman, но даже она слегка потряхивает седоков, передавая на сиденья толчки от дорожных неровностей. Самыми жесткими оказались Cordiant и Sailun - обе шины слишком явно транслируют в салон все несовершенства дорожного покрытия, толкаясь даже на визуально ровном асфальте, будто перекачанные.
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Для оценки расхода топлива на «шоссейной» (90 км/ч) и «городской» (60 км/ч) скоростях тестировщики измеряли выбег со 100 до 80 км/ч и от 70 до 50 км/ч - то есть расстояние, которое проходит автомобиль, свободно катящийся по строго горизонтальной поверхности. Все замеры выполняли в обе стороны, дабы нивелировать влияние малейшего ветерка.
Разница в экономичности у участниц теста невелика - стакан бензина на 100 км в городе и полстакана - на трассе. Похоже, относительно высокие аэродинамическое сопротивление и трение в трансмиссии с постоянным полным приводом Lada Niva Travel снижают влияние сопротивления качению шин на расход топлива. Более-менее заметное повышение аппетита на скорости 60 км/ч проявляют шины Viatti, а на 90 км/ч - Sailun и Viatti.
ИСПЫТАНИЯ НА ГРУНТЕ
Поскольку ни один из участвующих в тесте производителей не позиционирует свои шины как внедорожные, журналисты «ЗР» решили не учитывать результаты испытаний на грунтовом покрытии в общей оценке.
Помимо езды по грунтовке, тестировщики шин трогались в крутой подъем и пытались выбраться из «тарированной» колеи. На шинах Viatti тестовая Niva чувствует себя в этих условиях, почти как рыба в воде. Мелко изрезанный протектор хорошо цепляется за грунт, но при попытке выехать из колеи пасует. Nordman чуть уступает по продольной тяге, но увереннее «режет» колею под небольшим углом.
Троице в составе Cordiant, Maxxis и Nokian для уверенного движения по грунтовой дороге не хватает ни продольного, ни плечевого зацепа. Однако аутсайдером оказалась Sailun с совсем скользкими на грунте протектором и плечами. На этих шинах можно разве что ползти внатяг, без фанатизма.
ИТОГИ
Подводя итоги своих тестов, журналисты «За рулем» традиционно смотрят на справедливость цены, которую запрашивают за те или иные шины. Ее они определяют, основываясь на собственной методике, основанной на использовании популярного в статистических и экономических расчетах метода наименьших квадратов, который позволяет установить линейную зависимость цены от количества в тесте баллов, которую успешно используют уже пятый год.
Пятое место заняла Viatti Bosco H/T V‑238 (871 балл). У неё самые скромные тормозные свойства на сухом асфальте - на пару с Cordiant. Она не готова к резким перестроениям, особенно на сухой дороге. Зато шум качения почти не слышен - во всяком случае, на фоне гудящего полного привода Lada Niva Travel. Похвастать эта модель может торможением на мокром асфальте и наилучшей приспособленностью к грунтовке. Цена Viatti - на 3 процента выше справедливой.
Занявшая четвертое место Maxxis Premitra HP5 (889 баллов) продается за «свою» цену. Но многого от нее не ждите: зацеп средненький, управляемость во время экстремальных маневров сложная. Зато курсовая устойчивость годная, а еще шины Maxxis самые экономичные и вполне комфортные.
Третью позицию заняла Cordiant Comfort 2 SUV (899 баллов). Тормозит она слабее конкуренток, а трясет пассажиров на неровностях - сильнее. Зато катится тише всех, неплохо управляется и готова сэкономить немного топлива. Но только не денег при покупке: переплата относительно справедливой цены достигает 5 процентов.
Недорогая Sailun Atrezzo Elite, набравшая 913 итоговых баллов, расположилась на второй строчке итогового протокола. Это самая выгодная покупка с «кушем» в 12 процентов. Из слабостей - излишняя жесткость и противопоказания к грунтовке. Китаянка удивила лучшими (среди «основного состава») тормозными свойствами на сухом покрытии, максимальной скоростью на мокрой переставке, а также высоким уровнем акустического комфорта.
Победительницей теста стала Nokian Tyres Nordman S2 SUV (930 баллов). Она максимально приблизилась по сумме итоговых баллов к принятой за «точку отсчета» Hakka Blue 3 SUV, да и пару процентов позволит сэкономить. Единственная слабость - скромное торможение на сухом покрытии. Скорость выполнения переставки на мокром покрытии - средняя. Во всех остальных дисциплинах, включая езду по грунтовке, Nordman имеет лучшие или близкие к тому результаты.
Вне зачета и вне досягаемости - «внезачетная» участница этого теста, Nokian Tyres Hakka Blue 3 SUV с результатом 951 балл. Это модель - яркий пример почти идеального баланса всех характеристик. Лучший зацеп, самое покладистое поведение при экстремальном маневрировании, высокий уровень комфорта и приличная экономичность. Но цена - плюс 6 процентов к справедливой. И на грунтовке надежды на эти шины почти нет - Hakka Blue 3 SUV исключительно для асфальта.
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА
Дмитрий Тестов (журнал «За рулем»): «Известно, что
шинные заводы Bridgestone и Michelin, прекратившие работу в России,
закрываются и выставлены на продажу. В подвешенном состоянии
находятся производства Continental и Yokohama. Работают оба завода
Pirelli и остается действующим бывший завод Nokian Tyres (марка в
ближайшее время будет изменена), выходящий из-под юрисдикции финской
компании и переходящий в собственность компании «Татнефть».
Отечественные Cordiant и «Кама» работают. Но все российские
производства вынуждены искать замену импортных компонентов, попавших
под санкционные ограничения, на доступные. Как это скажется на
качестве шин, пока сказать сложно.
Импортные шины различных марок, оставшихся на нашем рынке,
компании потихоньку привозят, но цены растут. Еще и поэтому доля и
разнообразие китайских шин растет как на дрожжах. На какие из них
можно положиться?
По результатам наших тестов первая тройка китайских
производителей, на которых стоит «положить глаз» - Sailun, Aplus и
Delinte. Вполне достойные шины с хорошими характеристиками. Еще три
бренда, покрышки которых показывали в тестах «ЗР» результаты,
близкие к средним, - Landsail, Maxxis и Triangle».
Автор: За рулем
Теги: летние шины, тесты летних шин, За рулем, Sailun Atrezzo Elite, Viatti Bosco H/T V‑238, Maxxis Premitra, Cordiant Comfort 2, Nokian Tyres Nordman S2 SUV, Nokian Tyres Hakka Blue 3 SUV