+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Туринговые шины менее известны, чем так называемые спортивные. Они призваны сочетать динамичную езду с повышенным комфортом и быть пригодными для повседневной эксплуатации. Насколько хорошо они справляются с этим балансом? Чтобы получить ответ на этот вопрос редакция специализированного немецкого портала Die Reifentester подвергла испытаниям восемь моделей туринговых шин в размере 225/45R17 для легковых автомобилей компакт-класса.
Многие водители убеждены, что классическими летними шинами являются престижные UHP-шины, или, что менее вероятно, спортивные шины. UHP расшифровывается как Ultra High Performance (Сверхвысокая Производительность) и это означает не что иное, как: «Лучше не бывает, не ищите дальше». Маркетинговые отделы имеют склонность к преувеличению, и те, кто не слишком хорошо знаком с шинами, могут подумать, что все, что ниже UHP, - это, скорее всего, второй сорт. Цель этого теста - доказать, что это не так, и что так называемые туринговые шины, которые зачастую обозначают, как HP без «Ultra», тоже могут быть первоклассным выбором.
Для данного сравнительного теста эксперты Die Reifentester выбрали семь актуальных моделей шин от премиальных и хорошо известных брендов, таких как Continental, Falken, Firestone, Michelin, Nokian, Pirelli и Vredestein, а также - для более точной классификации - представительницу так называемой группы дешевых («бюджетных») шин: от китайской компании Triangle. Но это еще не все: помимо восьми туринговых универсалок, в тесте в качестве «приглашенной звезды» приняла участие звезда лиги UHP от компании Goodyear. Но об этом чуть позже.
Размерность тестовых шин - 225/45R17. В некотором смысле это «шинный типоразмер года», поскольку в настоящее время он является одним из самых популярных и продаваемых. Шины этой размерности доступны как в качестве опции, так и в качестве дополнительного оборудования практически для всех автомобилей компактного класса. В частности, шинами такого размера оснащают на сборочном конвейере новый Opel Astra, являющийся одним из самых популярных представителей так называемого «гольф-класса». Кстати, размер 225/45R17 был разрешен к установке на Astra и Golf еще в 2012 году. Правда, тогда он считался весьма необычным размером, чуть ли не тюнингом.
Число 45 после косой черты означает, что высота боковины шины составляет 45 процентов от ширины (здесь: 225 мм) - иными словами, это классическая низкопрофильная или просто широкая шина. Буква R означает «радиальная шина», то есть нити каркаса идут под прямым углом к направлению качения. Такая конструкция является стандартом для автомобильных шин уже более полувека. Поэтому буква «R» используется только по историческим причинам. Также по историческим причинам внутренний диаметр шины (который точно соответствует внешнему диаметру диска) указывается в дюймах. Один дюйм соответствует 2,54 см. Таким образом, 17-дюймовые шины в тесте имеют внутренний диаметр 43,2 см. Но это лишь попутное замечание.
Прежде чем перейти к результатам испытаний, хочется задать главный вопрос: а полезны ли вообще тесты шин? Современные автомобили настолько сложны и настолько тонко настроены, что неподходящая шина может нарушить общую картину. И в худшем случае страдает безопасность вождения, которая считается само собой разумеющейся. На тут уже веселье заканчивается и начинается тестирование шин. Таким образом, шинные тесты - это не просто подспорье в выборе, а защита потребителя в самом лучшем смысле этого слова.
Как вообще проходят подобные шинные тесты? Состоят ли они по-прежнему из таких дисциплин, как управляемость на мокрой и сухой гоночной трассе? Многократное торможение на мокрой и сухой трассе с максимальным замедлением до полной остановки автомобиля? А также проверка на так называемое аквапланирование, когда шины и, соответственно, автомобиль плавают на мокрой трассе? Иногда прямо, иногда на поворотах? Да, сегодня все так же, как и годы, и десятилетия назад. Существенно изменилась только измерительная электроника, которая стала записывать данные более точно и надежно. Данные сразу же выводятся на экран, и водитель-испытатель в режиме реального времени понимает, есть ли статистически значимый результат или необходимо проехать еще один круг.
Начнем с субъективно оцениваемой тестовой дисциплины - управляемости. Процедура после каждой смены шин всегда одинакова: завести двигатель, отключить трекшн-контроль и обязательные системы помощи водителю (перестроение, контроль дистанции, обнаружение препятствий и т. д.). Затем отправляемся на трассу, своего рода мини-гоночный трек со всевозможными поворотами - быстрыми, медленными, извилистыми. Ничего не щадим, ни подвеску, ни тормоза, прежде всего, шины: автомобиль едет на пределе возможностей. Цель - субъективные ощущения профессионального испытателя шин от управления тестовым автомобилем.
Шины, установленные производителем автомобиля («шины оригинальной комплектации»), являются хорошим индикатором. Они точно соответствуют характеристикам автомобиля. И только при замене шин становится ясно, гармонируют ли установленные тестовые шины с характером автомобиля, то есть подчеркивают ли они его достоинства, или наоборот, нивелируют. И когда встречаются два несовместимых партнера, гармония между автомобилем и шиной нарушается. Это проявляется, например, в ухудшении реакций на повороты руля или в слишком быстром нарастании поперечной силы, в нарушении устойчивости на прямой или в недостаточной поворачиваемости в поворотах и при перестроении. Все это - в определенной степени - приемлемо, но карается потерей баллов при оценке. Как уже говорилось, хорошая шина, как поставщик услуг, должна подчеркивать характер автомобиля и выделять его преимущества. А иногда - помимо ESP (система курсовой устойчивости) - также скрывать его слабые стороны.
Когда речь идет о безопасности вождения, испытатели шин не имеют права на снисхождение. Шина, которая позволяет себе слишком много лишних метров при торможении по сравнению с конкурентками, безжалостно обесценивается. Поясним: разница в тормозном пути всего в несколько метров со 100 км/ч может показаться стороннему наблюдателю очень маленькой, почти несущественной. Однако все выглядит совершенно иначе, если учесть остаточную скорость и, соответственно, энергоемкость автомобиля, который тормозит всего на одну длину корпуса дальше: автомобиль Б, оснащенный менее эффективной тормозной шиной, проносится мимо автомобиля А, который уже остановился, со скоростью около 30 км/ч. Это может стать решающим фактором между аварией и ее отсутствием. И это не драматизация, а просто разъяснение. Переходим к результатам.
ТОРМОЖЕНИЕ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ
В испытаниях на торможение на мокром асфальте со скорости 80 км/ч до полной остановки блестящие результаты демонстрирует Continental. С тормозным путем всего 32,30 метра, она явно опережает всех остальных участниц. Это убедительно доказывает, что в арсенале Continental есть рецептура отличных резиновых смесей для влажной погоды. Но не волнуйтесь: другие шины «премиум-класса» также показали очень хорошие результаты. Например, Pirelli, которая останавливается примерно через 1,90 м после Continental на отметке 34,21 метра, уступает только UHP-шине, которая также была протестирована. Последняя остановилась через образцовые 32,87 метра. Все это очень хорошие и внушающие доверие показатели. На другом конце шкалы ситуация иная: Triangle останавливается только через 38,33 метра, что на 6,03 метра больше, чем у чемпионки по торможению Continental, а это примерно длина дома на колесах. Явный перебор, а также подтверждение распространенного мнения о том, что с китайскими шинами на мокрой дороге следует быть осторожным. Весьма насыщенная «линия полузащиты» в составе Falken, Firestone, Michelin, Nokian и Vredestein располагается на примерно одинаковом расстоянии от обоих крайних значений.
Следует отметить, что шина, имеющая слабые показатели в дисциплине, связанной с безопасностью, уже не сможет компенсировать это в других тестовых дисциплинах. Плохо тормозящая шина сможет заработать очки в других дисциплинах, но никогда не выиграет шинный тест. Как правило, неудачи при торможении на мокрой дороге обычно не лучшим образом сказываются и на управляемости на мокрой дороге.
ТОРМОЖЕНИЕ НА СУХОЙ ДОРОГЕ
Переходим на трассу для проверки торможения на сухом асфальте. Здесь тоже тормозят около семи, иногда до десяти раз подряд, пока автомобиль не остановится, но теперь уже со скорости 100 км/ч. И здесь результаты участниц уже плотнее. Вперед с результатом 35,43 метра вырвалась Pirelli и снова заработала ценные очки. Следом за ней квартет из Firestone, Continental, Michelin и Goodyear. Сзади снова идет Triangle. Однако при разнице в тормозном пути в 2,73 метра отставание не столь значительно, как при торможении на мокрой дороге.
Меняем место действия и выезжаем на трассу управляемости, представляющую собой хорошо сбалансированную смесь крутых и более длинных поворотов, которые водителю приходится проходить на максимально возможной скорости. И есть шины, которые радуют сердце спортивного гонщика с первых же метров. Две передние шины резко поворачиваются, а задняя ось послушно следует за ними.
Иногда, если водитель переусердствует, ситуация приобретает нежелательный характер. Спортивность, которая раньше так благосклонно отмечалась, теперь приобретает стервозный, даже опасный характер как в приграничной зоне, так и за ее пределами. Такую шину можно назвать специализированной, но уж точно не универсальной. Таким образом, баланс - это секретный рецепт шины, которая побеждает в тестах на управляемость и радует водителей. Управляемость раскрывает «душу» шины, ее истинный характер. Желательно, чтобы шина обладала такими спортивными качествами, как высокая точность рулевого управления, равномерное нарастание поперечной силы и предсказуемое поведение в экстремальных ситуациях.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ
Давайте посмотрим правде в глаза: когда речь идет об управляемости на мокрой дороге, действует старое эмпирическое правило (которое не всегда применимо, но часто применяется): если шины хорошо тормозят на мокром асфальте, то они хороши и на мокрой трассе управляемости. Так оно и есть: Continental и Pirelli снова блистают отличными результатами, за ними следует не менее убедительный квинтет из Firestone, Goodyear, Michelin, Nokian и Vredestein. Вся эта пятерка отличается плавностью хода и точностью маневров, быстро и надолго вселяя уверенность в водителя. Что касается Vredestein, то в целом это довольно приятная современная шина: не абсолютный топ, но успешный боец, во всех отношениях. Michelin теряет некоторую привлекательность из-за того, что чуть сильнее других проявляет недостаточную поворачиваемость, немного снижая удовольствие от вождения. Однако это заметно только в тесте при экстремальном стиле вождения.
С другой стороны, Falken слегка разочаровала: непонятно, чего от неё ждать в повороте, то ли недостаточную, то ли избыточную поворачиваемость. ESP, которая вообще не отключается, быстро улавливает подобные маневры, но не придает той же уверенности, как вышеупомянутые соперницы. Triangle доказывает, что все может быть и по-другому, причем в негативном смысле: управляемость на мокрой дороге - совсем не её конек, он смело бросается в поворот, но тут же терпит фиаско. Задняя часть тестового Opel Astra живет собственной нервной жизнью, в то время как передняя часть с трудом подчиняется командам изумленного водителя-испытателя. Ясно одно: китайская резиновая смесь разбалансирована, шина с Дальнего Востока стервозная, трудно укротимая, толкает и заносит. После нескольких кругов водитель-испытатель прекращает родео и подтверждает, что шина достаточно устойчива при влажной погоде. Что это значит? Это значит, что эта шина может подвести неподготовленного рядового водителя во время быстрых маневров уклонения. На данный момент эффективность ESP и многих других вспомогательных систем зависит от исполнительного механизма, который должен выполнять их команды, т.е. от шины.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ НА СУХОЙ ДОРОГЕ
На сухом асфальте Triangle, которая в принципе уже не имеет шансов забраться на одну из верхних позиций, весьма впечатляюще скрывает свои слабости, которые были выявлены на мокрой дороге. Рулевое управление, ускорение, смена полосы движения, экстремальное маневрирование - все без изъяна. Вывод на данный момент: это полезный компонент для местности, где нет дождей.
Перейдем к другим участницам. Настал час грозной Goodyear. Она с легкостью преодолевает поворот за поворотом, асфальт охотно уступает жестким блокам протектора. Рулевое управление, тормоза и шины сливаются в единое целое. В то же время Goodyear остается послушной до предельного уровня. У шин категории UHP определенно есть своя специализация: управляемость на сухой дороге. Но как обстоят дела у других претенденток? Ответ: более чем достойно. Особенно впечатлили Pirelli и Michelin, за которыми следуют Continental и Firestone. Все четыре шины радуют точностью управления и поведением на пределе. Nokian и Vredestein также доставляют массу удовольствие от вождения и приятное ощущение управляемости и надежности. А Falken? Она тоже едет плавно и хорошо проходит повороты, но не дотягивает до уровня Michelin или Pirelli.
Итак, следует совершенно четко сказать, что все протестированные шины показали хорошие результаты в управляемости на сухом покрытии, ни одна из них не разочаровала, наоборот, эксперты Die Reifentester были приятно удивлены. Некоторые участницы даже продемонстрировали качества UHP-шин, и у многих покупателей может возникнуть соблазн отдать предпочтение этой дисциплине при принятии решения о покупке. Однако при повседневной езде более целесообразен острожный стиль вождения, а нюансы, конечно, менее важны.
ПРОДОЛЬНОЕ АКВАПЛАНИРОВАНИЕ
Обычно это происходит на скорости 70-80 км/ч. Глубина водного бассейна для теста составляет 7 мм. Это, конечно, значительно больше, чем на обычном мокром от дождя шоссе. Там она может составлять 2-3 мм, и автомобиль может всплыть только на скорости 120 или 140 км/ч - но тогда это приведет к еще более фатальным последствиям. Автомобильные и шинные эксперты считают аквапланирование серьезной и часто недооцениваемой опасностью.
Результаты теста повергли испытателей в изумление. Первое место с максимальной скоростью 80 км/ч заняла Triangle, которая в других испытаниях так боялась воды. Ее особенно открытый рисунок протектора с широкими канавками быстро и эффективно отводит воду. Остальные участницы уступили китаянке с результатами от 76,0 (Pirelli) до 78,7 км/ч (Firestone).
ПОПЕРЕЧНОЕ АКВАПЛАНИРОВАНИЕ
При поперечном аквапланировании, имитирующем съезды с затопленных автострад, водитель-испытатель увеличивает скорость в определенном затопленном повороте до тех пор, пока шины не потеряют сцепление с дорогой и автомобиль не вынесет по касательной наружу. И здесь Triangle с максимальной скоростью 80,3 км/ч явно затмевает своих конкуренток премиум-класса. Лишь Vredestein в некоторой степени пытается угнаться за бюджетной китаянкой - 74,5 км/ч.
Шины Pirelli, которые ранее демонстрировали высокие результаты в других дисциплинах, здесь показали явную слабость. Их предельная скорость до срыва - 64,4 км/ч. Ставит ли это под угрозу лидерство итальянки? На поперечное аквапланирование приходится «всего» 5 процентов от общего рейтинга, поскольку водитель сам решает, с какой скоростью он хочет ехать во влажных условиях и на поворотах. Тестеры шин предоставляют потребителю важную информацию о продукте, но ответственность всегда лежит на водителе.
СОПРОТИВЛЕНИЕ КАЧЕНИЮ
Сопротивление качению, от которого зависит экономичность, занимает прочное место в ряду тестовых дисциплин. Даже сегодня на его долю приходится около 20 процентов расхода топлива автомобиля. То есть каждая пятая заправка вызвана сопротивлением качению. Как правило, разница в этом показателе около 30 процентов приводит к увеличению или уменьшению расхода топлива примерно на 0,5 литра. Однако важно также понимать, что сопротивление качению имеет значение только до скорости около 100 км/ч; выше этой значение имеет только аэродинамическое сопротивление. И еще: недостаточное давление в шине всего лишь на 0,3 бара уничтожает любую оптимизацию сопротивления качению.
А наилучший коэффициент сопротивления качению среди всех участниц теста показала Michelin - 7,3 кг/т. На другом конце шкалы топливной экономичности находится Triangle с 9,9 кг/т - это на 35 процентов больше. Таким образом, переход с китайских на французские шины приведет к ощутимому снижению расхода топлива при сохранении прежнего стиля вождения. Кроме того, выбросы CO2, о которых сейчас так много говорят, у французской модели значительно меньше. Pirelli, Firestone и Vredestein также имеют неплохие показатели.
ШУМ В САЛОНЕ И КОМФОРТ ЕЗДЫ
И последнее, но не менее важное: оценка уровня внутреннего шума и комфорта езды. Они не так уж и важны, как могут думать спортивные гонщики, которых больше интересует сцепление на мокрой дороге и максимальное боковое ускорение. Но для повседневных поездок характеристики шумности и комфорта не стоит недооценивать. Громкие, грохочущие шины быстро становятся раздражающим фактором - будь то поездка с семьей на выходные, дальняя поездка на деловую встречу или даже просто поездка в магазин.
Звуковое давление измерялось за три прохода - на очень грубом асфальте и на очень гладкой укатанной трассе. Во время измерений тестовый Opel Astra двигался со средней скоростью 60 км/ч на нейтральной передаче. Шины были накачаны до предписанного заводом-изготовителем «комфортного» давления воздуха 2,3 бар или 2,1 бар на задней оси. Уровень звукового давления в дБ(А) измерялся в салоне на уровне головы.
Как и ожидалось, уровень шума на неровном асфальте был значительно выше, чем на гладком. Поразительно: разница в уровне шума при движении по разным асфальтовым покрытиям составила около 10 децибел для всех испытуемых шин! Это важно, поскольку эмпирическое правило гласит, что люди субъективно воспринимают увеличение шума на 10 дБ (А) как вдвое громче.
Разница же между отдельными испытуемыми шинами на обеих трассах составила около двух децибел. Это может показаться незначительным, но субъективно это более ощутимо, чем ожидалось. Кроме того, звуковой рисунок шин отличается. Falken, Michelin и Pirelli звучали более тише и приятнее с точки зрения шума - оценка «очень хорошо»! Firestone и Vredestein лишь немного уступили лидерам, получив «хорошо». Continental, Nokian и Triangle оказались в хвосте с оценкой «удовлетворительно». Спортивная шина Goodyear UHP, которая была включена в сравнение, присоединилась к последней тройке.
Что касается комфорта езды, то все участницы по три раза проехали по ухабистым, фрезерованным и разбитым участкам дороги. Здесь самый высокий уровень комфорта езды показали шины Falken и Michelin, а также Vredestein. Все три шины получили оценку «очень хорошо». Continental, Pirelli и Nokian получили одинаковые оценки «хорошо», они хорошо амортизировали, но позволяли себе небольшой гул. Firestone были жестче, немного вибрировали на руле и звучали грубовато. Triangle гремел и бил сильнее. Тем не менее, последние участницы заслужили оценку «удовлетворительно». К ним присоединилась и UHP-шина Goodyear.
Итак, баланс - это секретный рецепт успешной шины, а также наилучших шансов на победу в шинном тесте. Любой, кто знаком с разработкой, конструкцией и составом шин, знает, что шина - это высокотехнологичный продукт, полный противоречий, несовместимых целей и взаимно препятствующих характеристик. И именно поэтому достижение баланса здесь является высоким искусством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во многих дисциплинах универсальные туринговые шины заметно превосходят UHP-шины Goodyear, в частности, в продольном и поперечном аквапланировании, сопротивлении качению, комфорте и шуму. Даже при торможении на мокрой и сухой дороге Goodyear не может заметно выделиться среди шин среднего класса. Однако, когда речь заходит об управляемости на сухом покрытии, то здесь она показывает свой высочайший уровень «спортивной шины».
Общий итог этого теста летних шин 225/45R17 в целом весьма положительный. За исключением неприемлемых недостатков Triangle на мокрой дороге, все туринговые шины показали себя весьма достойно. Но различия все же есть. Некоторые из них малозаметны, другие очевидны.
Continental и Pirelli, безусловно, являются дуэтом лидеров и по праву заслужили общую оценку «очень хорошо» и знак качества от экспертов Die Reifentester. Шины Pirelli значительно выиграли от недавней программы по омоложению. Их резиновая смесь теперь на одном уровне с отмеченным многочисленными наградами «заклятым врагом» Continental. Обе шины впечатляют, хотя их недостатки в аквапланировании (Pirelli) или шумности (Continental) доказывают, что универсальных шин просто не существует. Шины должны отвечать противоречивым требованиям одновременно, и ни одна шина не является мировым лидером во всех дисциплинах.
Firestone и Michelin занимают второе место с вполне похвальными результатами. Michelin преподносит себя как тихая шина с низким сопротивлением качению и дружит с сухими поворотами. Не менее экономичная Firestone радует проворством на мокрой трассе.
Falken и Nokian не дотягивают до уровня производителей высшего и второго эшелона, у них есть слабые места в управлении на мокрой дороге (Falken), торможении на мокрой дороге (Falken, Nokian), а также в сопротивлении качению (Falken) и уровне шума в салоне (Nokian). Ничего трагичного, оба производителя достаточно часто доказывали, что они владеют искусством создания шин. Но, по крайней мере, в этом тесте в данном типоразмере они вынуждены признать свое поражение.
А что же с отважной голландской участницей, как она показала себя? Vredestein смогла заявить о себе как в управляемости, так в плане комфорта езды. Выбрав такую шину, вы точно не ошибетесь. Не только победители вызывают симпатию.
Следует отметить, что зачастую лишь нюансы могут привести к тому, что шина опускается на ступень ниже в итоговом рейтинге. Это могут быть и полметра лишнего тормозного пути, и необходимость подруливать при поворотах, и та или иная диссонирующая нота в оценке шума.
РЕЗЮМЕ: Туринговые шины впечатляюще продемонстрировали свое абсолютное право на существование, причем не только себе, но и работавшей параллельно с ними UHP-шине. Они действительно предлагают тот уровень надежности и пригодности для повседневного использования, который вы ожидаете от туринговых шин. Это идеальные спутники в путешествиях, но в то же время они прекрасно подходят для редких спортивных «поездок». Компаньоны «на каждый день», способные дарить удовольствие круглосуточно.
Автор: Die Reifentester
Теги: летние шины, тесты летних шин, Die Reifentester, Firestone Roadhawk 2, Continental PremiumContact 7, Falken Ziex ZE 310 EC, Michelin Primacy 4+, Nokian Wetproof 1, Pirelli Cinturato P7 C2, Triangle EffeXSport TH202, Vredestein Ultrac, Goodyear Eagle F1 Asymmetric 6