Гоночные треки и загородные клубы, обслуживающие заезды энтузиастов из спортивных автоклубов, арендующих полигоны для выходных покатушек своих участников и увеличивающееся число курсов экстремального вождения открыли ворота для тех, кто ищет острые ощущения от вождения на пределе возможностей в относительной безопасности закрытых трасс. Это говорит о том, что сегодня существует огромное количество предложений для любителей высоких скоростей и экстремальных виражей.
Рост популярности подобного рода мероприятий совпал с появлением новых категорий автомобильных шин одобренных к использованию в определенных условиях американским департаментом транспорта (DOT). Современная промышленность предлагает множество разнообразных шин для водителей желающих насладиться своим автомобилем на гоночном треке или автокроссовой трассе, но большинство из них не одобрено для использования на гражданских дорогах. Все это привело к появлению на рынке нового сегмента улично-трековых (Streetable Track & Competition) автомобильных шин ориентированных на трековое использование и, в то же время, легальных на гражданских городских дорогах.
Компания Continental не так давно выпустила на рынок новую модель, играющую в сегменте улично-трековых шин — ContiForceContact. Она разрабатывалась в Европе совместно со специалистами ключевых партнеров компании AC Schnizer и Techart. Эта модель создавалась, чтобы бросить вызов шинам других производителей этого сегмента на сухих и мокрых дорогах.
Для того чтобы узнать насколько хороша эта модель, компания Continental пригласила экспертов Tire Rack провести тесты и сравнить новинку с одними из самых лучших в этом классе шинами Michelin Pilot Sport Cup и Toyo Proxes R888. Шины Michelin Pilot Sport Cup были первой моделью в сегменте Streetable Track & Competition и высоко зарекомендовали себя эффективной управляемостью на сухой трассе. Шины Toyo Proxes R888 на самом деле являются гоночными шинами, не предназначенными для дорог общего пользования. Тем не менее, их было решено включить в сравнение как один из наиболее популярных вариантов для водителей, нуждающихся в улучшенных характеристиках трековых покрышек, но не желающих переплачивать за полусликовые шины с R-компаунодом.
Все комплекты шин тестировались на хорошо знакомом экспертам Tire Rack седане BMW 328i (F30) в типоразмере 235/40 R18 и полной глубиной протектора. Несмотря на то, что небольшой турбомотор трешки слабоват для эффективного выхода из скоростных поворотов, ее шасси очень хорошо подходит для езды по треку. Это делает BMW разумным компромиссом среди широкого спектра подобных автомобилей.
Прохождение скоростной трассы на время
Шины улично-трекового сегмента покупают как раз за их тягово-сцепные характеристики на сухой дороге.
Тест шин состоял из 5-6 заездов по трассе, которые проехал каждый пилот, пока время не сократилось до нескольких десятых секунды. Трасса представляла собой специально подготовленный участок длинной 1,6 мили (2,57 км) с умеренным перепадом высот, поворотами, проходимыми на 4-й передаче, S-образным участком, проходимым на 2-й передаче, и прямой, на которой разгонялись до 100 миль /час (160,93 км/час).
Эксперты сошлись во мнении, что после первого заезда на шинах ContiForceContact ты говоришь: «Привет мой новый друг, мы говорим на одном языке». Шины очень чутко реагируют на руль и обеспечивают предсказуемый отклик, именно тот который от них ожидаешь. В поворотах задняя ось как будто заставляет автомобиль вращаться вокруг своей оси, четко вписывая его в предначертанную дугу. Шины обеспечивают хороший баланс между передней и задней осью без неожиданных сюрпризов. На пиковых скоростях потеря сцепления легко контролируется, и шины позволяют еще долгое время двигаться на пределе. Точные реакции и хорошая информативность способствует более уверенному прохождению каждого следующего заезда. Если бы они могли обеспечить чуть больший уровень сцепления на сухой дороге.
Для сравнения, шины
Michelin Pilot Sport Cup предлагают больше сцепления нежели ContiForceContact, оказавшись немного быстрее на сухой дороге. Чтобы достичь рабочей температуры и максимального сцепления шинам Pilot Sport Cup необходимо несколько прогревочных кругов. Весьма скромный баланс, который шины показали на BMW, был обусловлен недостаточной поворачиваемостью, а задняя ось блокировалась в скольжении. Обратной стороной лучшего времени прохождения трассы является плохо прогнозируемая потеря сцепления, которая происходит резче, чем у остальных участников теста. Если вовремя отреагировать, то занос будет минимальным благодаря хорошим сцепным характеристикам шины, но это требует предельной концентрации при движении на пределе возможностей.
Шины Toyo Proxes R888 оказались менее точными, чем другие участники теста, они требовали от пилотов большей работы с рулем при прохождении поворотов. Замедленные реакции, не были вялыми, шины Toyo проигрывали шинам Continental и Michelin в скорости. Обратной стороной мягкого замедленного поведения, было прогнозируемое приближение предела сцепления, и достаточное время на его корректирование, даже в случае уже начавшегося заноса. Эти шины быстро втерлись в доверие пилотов, позволив без опаски входить во все повороты, зная что они не подведут и позволят в случае чего скорректировать траекторию. В итоге создавалось обманчивое впечатление, что Toyo были быстрее остальных комплектов. Пилоты обратили отдельное внимание на ярко выраженный гул, исходящий от протектора. Гул разной тональности слышался везде кроме гоночного трека. Хорошо, что эта шина не предназначена для использования на гражданских дорогах, создавая впечатление неполадки автомобиля.
Легко себе представить, что Proxes R888 будут быстрее и предсказуемее на небольших более легких автомобилях, но не исключено, что они проявят себя и на более крупных болидах. Помимо прочего все шины тестировались с максимальной глубиной протектора, в то время как шины Toyo по мере износа протектора обладают лучшей точностью и стабильностью.
Торможение на сухой трассе
Эксперты также воспользовались возможностью предлагаемой интерфейсом тестового автомобиля для замера тормозного пути с 60 миль/час (96,6 км/час) до полной остановки с включенной антиблокировочной системой (ABS). На каждом комплекте провели несколько замеров, по итогам которых был определен средний результат. Отличия оказались несущественными, но шины Toyo показали в этом тесте свое преимущество.
Прохождение мокрой трассы на время
Большинство шин ориентированных для использования на треках созданы с учетом максимально возможной производительности на сухой поверхности. В результате этого может страдать сцепление на мокрой дороге и противостояние аквапланированию. Но так как аренды трека мероприятие весьма дорогостоящее, то большинство заездов продолжается вне зависимости от капризов погоды. Кроме того шины сегмента Streetable Track & Competition часто используют чтобы доехать до трека, что тоже подразумевает их использование на мокрых дорогах.
Для этого теста использовалась специально подготовленная мокрая трасса. Как и прежде пилоты совершили несколько заездов на каждом комплекте шин для достижения максимально точных результатов. Общая протяженность трассы 0,95 миль (1,53 км) позволяет проходить большинство поворотов на третьей передаче, два маневра на второй передаче, а на скоростных участках удается разогнать BMW до 70 миль/час (110 км/час). Система орошения вдоль трассы позволяет последовательно смачивать поверхность, поддерживая одинаковую глубину водной пленки.
ContiForceContact показали очень сбалансированные и предсказуемые характеристики на мокрой дороге, также как в тестах на сухой поверхности. Со слов одного пилота, «заднюю ось не заносит, а спереди не чувствуется недостаточной поворачиваемости». Потеря сцепления происходит предсказуемо и контролируемо, позволяя выбирать необходимую траекторию скольжения для безопасного выхода из поворота. Все это вселяет в пилота чувство уверенности и удовольствия от вождения.
Michelin Pilot Sport Cup также показал схожие характеристики с сухой трассой, с недостаточной но умеренной поворачиваемостью вызванной торможением в повороте или интенсивным разгоном на выходе из него. Пиковый уровень сцепления немного хуже, чем у шин Continental, как и его потеря, которая происходит более резко.
Toyo Proxes R888 показало худшее, чем у остальных сцепление, но его потеря происходила медленнее, чем у комплекта
шин Michelin. В некоторых заездах пилоты отмечали не самое лучшее противостояние аквапланированию выражавшееся в более раннем всплытии. Передняя ось теряла сцепление, что проявлялось в недостаточной поворачиваемости при прохождении высокоскоростных поворотов и экстренном торможении на прямой.
Торможение на мокрой трассе
Для этого теста специалисты воспользовались той же методикой что использовали при замере тормозного пути на сухой дороге. Замерялся тормозной путь с 60 миль/час до полной остановки автомобиля с включенной ABS. Пилоты совершили по несколько заездов для усреднения результатов. В этом тесте с явным преимуществом победили шины ContiForceContact .
Сопротивление аквапланированию
Для эффективности противостояния передних шин продольному аквапланированию автомобиль направляли таким образом, чтобы левыми шинами он ехал по мокрому асфальту, а правыми – по сухому. Сравнивалась скорость передней левой шины, при которой происходила потеря сцепления с дорогой. На удивление, полученные результаты подтвердили субъективные ощущения пилотов.
Вывод
Как и предполагалось, улично-трековые
шины не подойдут среднестатистическому автолюбителю. Они предназначены специально для тех, кто хочет выжать максимум из своего автомобиля на треке, чем на дорожных покрышках не тратя при этом время на установку узконаправленных гоночных шин.
Результаты теста и субъективные оценки пилотов показали, что
шины Continental ContiForceContact обладают оптимальным балансом характеристик на сухом и мокром покрытии. Они способны показать хорошее время прохождения сухой трассы управляемости за счет моментальной реакции на рулевое колесо и предсказуемому поведению. Помимо прочего они позволяют безопасно доехать до трека вне зависимости от погодных условий. Но у них есть и недостатки, основным из которых является ограниченное на данный момент число типоразмеров. Эксперты Tire Rack выразили надежду, что это недоразумение будет исправлено в ближайшее время для того, чтобы большее количество автомобилистов смогли оценить все преимущества этой модели.