+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Какая шина "быстрее"?
КС-4Киров
Понятно, что наиболее достоверную информацию об износостойкости шин можно получить только после реальных ресурсных испытаний. Но дело это слишком дорогое, хлопотное, да и времени займет уйму. Ведь нужно сравнить девять комплектов шин! А чтобы результаты сравнений были корректными, нужно было бы выстроить шеренгу из девяти автомобилей ГАЗ-3110 и гонять их по одному и тому же маршруту изо дня в день. И так — полгода, а может, и год, пока покрышки не начнут выходить из игры по тем или иным причинам. Но есть другой путь. Это стендовые испытания. Напомним имена участников теста. Это М-225 производства Московского шинного завода (МШЗ); Я-456 из Ярославля; кировские шины КС-4; VS-6 производства фирмы Волтайр из города Волжский; две модели Нижнекамского шинного завода — Kama-Grant и Kama-Nikola; шины БЦ-3, выпускаемые в Белой Церкви (Украина); L-8 из Бобруйска (Белоруссия). Девятый участник — корейские шины Kumho 720. Весь цикл испытаний мы провели на автомобиле ГАЗ-3110. Бесспорным лидером на дороге оказались шины Kumho 720, но они и дороже отечественных аналогов. Среди наших на первое место вышли покрышки VS-6.
Kama-Grant Нижнекамск | |
Kama-Nikola Нижнекамск | |
L-8 Бобруйск | |
БЦ-3 Белая Церковь | |
Kumho 720 Корея | |
М-225 Москва | |
Я-456 Ярославль | |
VS-6 Волжский |
КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ ШИНЫ?
На боковине любой шины есть масса надписей и цифр. Но покупатели, как правило, уделяют внимание лишь размерности, типу рисунка протектора да происхождению. Более искушенные автолюбители знают, что в маркировке шины зашифрованы и максимальные допустимые нагрузка и эксплуатационная скорость. Как убедиться, что шина действительно соответствует заявленным свойствам? Испытания шин проводятся на специальном стенде, оборудованном беговым барабаном. Сбортированная накачанная шина прижимается к барабану с осевой нагрузкой, соответствующей ее индексу грузоподъемности. Затем барабан раскручивает колесо до тех оборотов, которые оно совершает при движении автомобиля по дороге со скоростью 80 км/ч. Через десять минут скорость увеличивается на 10 км/ч, еще через десять минут — еще на 10 км/ч и так далее. Наконец — 210 км/ч. Это соответствует индексу скорости Н. Еще десять минут — и испытания закончены. Если покрышка осталась неповрежденной, то выносится резолюция: шина соответствует индексу скорости Н. Условия вышеописанных испытаний подробно оговорены в Правиле № 30 ЕЭК ООН. А что делать, если необходимо сравнить несколько моделей шин с одинаковым индексом скорости, как в нашем случае? Оказывается, нужно ужесточить методику, останавливаясь на каждой "скоростной ступеньке" не на десять, а на тридцать минут. И продолжать увеличивать скорость до тех пор, пока от протектора не начнут отваливаться куски резины. По результатам таких испытаний уже можно судить о надежности шины, качестве ее изготовления и, как следствие, ресурсе в условиях реальной эксплуатации.
ЛУЧШАЯ НА ДОРОГЕ — ЛУЧШАЯ НА СТЕНДЕ!
Еще раз присмотримся к надписям на боковинах наших шин. Большинство имеет индекс грузоподъемности "91", что соответствует нагрузке 615 кг. Значит, именно с таким усилием мы будем прижимать эти шины к беговому барабану. Более нежными оказались корейские Kumho — индекс "89" соответствует нагрузке 580 кг. Ярославские же шины, наоборот, способны "взять на грудь" 650 кг (индекс "93"). И по скоростному пределу шины отличаются (см. таблицу).
Как мы и планировали, все девять шин разных моделей, пройдя через жернова испытательного стенда, пришли в негодность. Каждая лишилась той или иной части протектора, оголив нити брекера (слоя корда, расположенного непосредственно под протектором), а у некоторых и сам брекер распался на составляющие. Вот только произошло это при разных скоростях. Если VS-6, Kama-Grant, Kama-Nikola и Kumho выдержали по полчаса на скорости 200 км/ч и разрушились лишь на 210 км/ч, то БЦ-3, КС-4, М-225 дотянули лишь до 170 км/ч. Максимальной "зачетной" скоростью при таких испытаниях принято считать ту, при которой шина "отъездила" свои полчаса, а разрушилась уже на более высокой ступеньке. И еще. Результат такого "получасового" теста для шины признается удовлетворительным, если показанная на стенде максимальная скорость качения на 20 км/ч меньше, чем заявленная заводом-изготовителем соответствующей маркировкой (те самые индексы H, T, U).
Так, для шин с индексом скорости Т (до 190 км/ч) необходимый минимум — 170 км/ч, для Н (до 210 км/ч) планка поднимается уже до 190 км/ч. В наших испытаниях некоторые шины перешагнули положенный предел, продемонстрировав изрядный запас прочности. А "переплюнули" всех опять волжские шины. Словно не желая терять пальму первенства, завоеванную в дорожных испытаниях, шины VS-6 аж на 20 км/ч превысили норматив, на равных конкурируя с шинами более тяжелой "весовой категории". Залог успеха волжских шин, по нашему мнению, кроется в качестве изготовления. Об этом свидетельствуют и результаты замеров силовой и геометрической неоднородности шин, также сделанные при стендовых испытаниях. Волжские шины оказались всех "круглее", продемонстрировали наименьшие колебания вертикальной нагрузки при вращении, что, конечно, тоже благоприятно сказалось на их надежности. К тому же, в ходе этих испытаний VS-6 оказалась абсолютно лучшей шиной, отодвинув на второй план даже Kumho 720. А ведь глубина рисунка протектора корейской шины на полтора миллиметра меньше, что облегчает ей жизнь на высокой скорости. "Но ведь я на Волге никогда с такой скоростью ездить не буду, — заметит иной читатель, — этого не позволит даже новый 150-сильный двигатель! Зачем мне все эти бешеные скорости?" А вот зачем. Вспомните, из-за чего вам приходилось менять последний раз отечественные шины на новые? Из-за прокола? А может, протектор стал совсем "лысым"? Нет, чаще всего происходит это по другой причине. Многие отечественные шины в последнее время быстро умирают из-за болезней корда. Расслоение нитей каркаса приводит к тому, что покрышка теряет форму — появляются вздутия, грыжи, смещения беговых дорожек протектора. И это, в отличие от проколов, уже не лечится. Так вот, по результатам наших стендовых испытаний можно судить и о том, какие шины больше подвержены подобным дефектам, а какие — меньше. А значит, косвенно мы можем оценить и ресурс шин. Но это еще не все. Впереди зима, а значит, нас ждут сравнительные испытания шин размерности 195/65 R15 в условиях российской зимы. Правда, состав участников немного изменится, но об этом — чуть позже.
Результаты стендовых испытаний |
|||||
Модели |
Характеристики шин (данные производителей) |
Масса |
Глубина рисунка |
Максимальная скорость |
|
шин |
Индекс скорости (максимально допустимая эксплуатационная скорость, км/ч) |
Индекс грузоподъёмности (экономичная нагрузка, кг) |
шин, кг |
протектора, мм |
качения на стенде, км/ч |
КС-4 |
Т (190) |
91 (615) |
10,25 |
8,0 |
170 |
БЦ-3 |
Т (190) |
91 (615) |
10,55 |
8,2-8,5 |
170 |
L-8 |
Н (210) |
91 (615) |
10,50 |
8,2-8,5 |
190 |
М-225 |
Т (190) |
91 (615) |
10,30 |
8,0 |
170 |
Kama-Grant |
Н (210) |
91 (615) |
10,17 |
7,0-8,0 |
200 |
Kama-Nikola |
Н (210) |
91 (615) |
10,40 |
9,5 |
200 |
VS-6 |
U (200) |
91 (615) |
9,90 |
8,5 |
200 |
Я-456 |
Н (210) |
93 (650) |
10,20 |
8,0 |
180 |
Kumho 720 |
H (210) |
89 (580) |
9,05 |
6,8-7,0 |
200 |
Модели шин |
Скорость при разрушении, км/ч |
Время испытаний на последней ступени, мин |
Нормативная максимальная скорость качения, км/ч |
Разница фактической максимальной скорости и нормативной, км/ч |
КС-4 |
180 |
10 |
170 |
0 |
БЦ-3 |
180 |
15 |
170 |
0 |
L-8 |
200 |
10 |
190 |
0 |
М-225 |
180 |
15 |
170 |
0 |
Kama-Grant |
210 |
10 |
190 |
+10 |
Kama-Nikola |
210 |
10 |
190 |
+10 |
VS-6 |
210 |
30 |
180 |
+20 |
Я-456 |
190 |
20 |
190 |
-10 |
Kumho 720 |
210 |
15 |
190 |
+10 |
Результаты дорожных испытаний (в прцентах)* |
|||||||||
Модели шин |
Kumho |
VS-6 |
Я-456 |
KC-4 |
М-225 |
Kama-Grant |
Kama-Nikola |
БЦ-3 |
L-8 |
Максимальная скорость | 100 | 99 | 99 | 99 | 99 | 99 | 98 | 98 | 98 |
Разгонная динамика (60-100 км/ч) | 100 | 100 | 98 | 91 | 98 | 97 | 96 | 95 | 94 |
Выбег со скорости 50 км/ч | 100 | 91 | 86 | 99 | 90 | 87 | 83 | 86 | 86 |
Топливная экономичность (90 км/ч) | 100 | 97 | 95 | 97 | 96 | 95 | 93 | 98 | 96 |
Тормозная динамика (на сухом асфальте) | 100 | 94 | 91 | 95 | 91 | 97 | 93 | 97 | 93 |
Тормозная динамика (на мокром асфальте) | 100 | 98 | 93 | 96 | 96 | 90 | 98 | 98 | 98 |
Управляемость (на сухом асфальте) | 99 | 97 | 96 | 94 | 97 | 100 | 95 | 97 | 95 |
Управляемость (на мокром асфальте) | 100 | 100 | 98 | 95 | 94 | 100 | 95 | 95 | 95 |
* Лучшему результату соответствует большее число |
Автор: Авторевю
Теги: Авторевю, тест шин, КС-4Киров, Kama-Grant, Kama-Nikola, L-8, БЦ-3, Kumho 720, М-225, Я-456, VS-6