+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
В этом году автозавод в Нижнем Новгороде приступил к выпуску обновленной Волги ГАЗ-3110. О наших первых впечатлениях мы рассказывали в АР № 11, 1997. А сегодня нас будет интересовать лишь один пункт из целого списка конструктивных изменений, а именно — шины. Дело в том, что новая Волга комплектуется 15-дюймовыми колесами и шинами размерности 195/65 R15 (раньше размер волговской "обуви" был 205/70 R14). Отечественные шинные заводы оперативно среагировали на такое изменение размерности, и сейчас проблем с поиском колес для новой Волги нет. Чему отдать предпочтение, когда на прилавках выставлено пять-шесть моделей шин одинаковой размерности и почти по одной цене? Мы попытались ответить на этот вопрос. Обкатали новую Волгу, погрузили на прицеп девять комплектов новых шин и отправились на полигон.
Зачем на автомобиль вместо шин 205/70 R14 устанавливают покрышки размерности 195/65 R15? Прежде всего, уменьшение ширины и высоты профиля снижает сопротивление качению. Кроме того, увеличение диаметра колес позволяет установить тормозные диски и барабаны большего размера и тем самым повысить эффективность тормозной системы. Это основные плюсы. Минусом же размерности 195/65 R15 является их "пробиваемость". Речь не о проколах, а о деформациях дисков при наезде на жесткие неровности. Ведь "резиновая прокладка" между ободом колеса и дорогой уменьшилась почти на два сантиметра. Это техническая сторона вопроса. Но есть и экономическая сторона дела (не только в смысле расхода топлива). Дело в том, что раньше наши шинные заводы, производившие волговские покрышки, могли не опасаться конкуренции со стороны западных фирм: импортные шины размерности 205/70 R14 — уже давно большая редкость. Другое дело — 195/65 R15. "Обувь" этого размера носят и Volkswagen Passat, и Peugeot 406, и многие другие автомобили, такие шины выпускают все известные фирмы-производители, да еще по нескольку моделей, причем шины Matador, Barum и Kumho ненамного дороже отечественных. Подобная ситуация, конечно, подстегнула российских шинников к разработке новых моделей. ГАЗ-3110 только-только начал продаваться, а в магазинах уже немало отечественных шин размерности 195/65 R15. Да и за право поставки продукции на конвейер нужно бороться.
К этим испытаниям мы подошли обстоятельно и собрали практически все модели шин волговской размерности, выпускаемые сегодня в России и ближнем зарубежье. М-225 производства Московского шинного завода (МШЗ); Я-456 из Ярославля; кировские КС-4; VS-6 производства волжской фирмы Волтайр; две модели Нижнекамского шинного завода — Kama-Grant и Kama-Nikola; БЦ-3, выпускаемые в Белой Церкви (Украина); L-8 из Бобруйска (Белоруссия). В качестве ближайшего (по цене) зарубежного аналога были взяты корейские шины Kumho 720. Все шины — радиальные, бескамерные, а некоторые еще и всесезонные. Судя по маркировке, на круглогодичную эксплуатацию рассчитаны модели М-225, КС-4, Kama-Nikola, L-8 и Kumho 720. Хотя осмотр протектора корейских шин навел на мысль, что для зимней эксплуатации эти шины не очень-то подходят. По крайней мере, в России... Все модели продаются по цене от 250 до 300 тысяч рублей за штуку, а точная цена меняется от магазина к магазину. Где-то украинские шины дороже нижнекамских, где-то наоборот. Назовем точную цену лишь на покрышки Kumho 720: 345 тысяч рублей за штуку. То есть корейские шины заведомо дороже отечественных.
|
ШИНОМОНТАЖ
Чтобы узнать, не возникают ли проблемы при монтаже, тестируемые покрышки мы всегда бортируем сами. Нередко с отечественными шинами на этом этапе бывают неприятности — то они не хотят садиться на обод, то не держат давление. Но на этот раз все шло гладко. Небольшая заминка возникла лишь с ярославскими шинами — чтобы их накачать, приходилось снимать каждое колесо с шиномонтажного стенда и несколько раз "ронять" на пол, чтобы боковина шины плотнее прижалась к ободу. Но простим это ярославцам — ведь они до недавнего времени выпускали только камерные шины. Наконец, все собраны, сбалансированы. Но утром мы обнаружили, что две шины спущены. БЦ-3? Но, как выяснилось, украинские шинники тут ни при чем. Злую шутку с белоцерковскими шинами сыграли некачественные колеса: воздух уходил через место сварки обода.
ИСПЫТАНИЯ В ШТАТНЫХ РЕЖИМАХ ПРОВАЛИЛИСЬ!
В ходе испытаний мы помимо всего прочего оцениваем влияние различных шин на поведение автомобиля в штатных режимах движения. На этом этапе дается субъективная экспертная оценка шумности, вибронагруженности и управляемости автомобиля в условиях, моделирующих повседневную эксплуатацию. Так вот. Определить разницу между шинами, не прибегая к экстремальным режимам движения и показаниям профессиональной аппаратуры, оказалось практически невозможно! И дело тут не столько в близости характеристик различных шин, сколько в самом автомобиле. Древняя конструкция подвески и рулевого управления (тест проводился на базовой модификации ГАЗ-3110 без гидроусилителя) не позволили почувствовать разницу в работе различных шин. Оставалось надеяться только на специальные испытания на Дмитровском полигоне и показания измерительного комплекса Datron. Уж он-то поможет разложить все по полочкам.
НА ПОЛИГОНЕ
Начнем рассказ с измерений максимальной скорости. Да, нелегко пришлось Волге: бешено воя, двигатель ЗМЗ-402 все же разгонял полуторатонную машину почти до 150 км/ч. Честно говоря, не ожидали мы такой скорости от Волги со 100-сильным двигателем. Лучший результат был показан на импортных шинах. А из наших на этом этапе в лидеры вышли шины VS-6. Но разница очень незначительна: лучший и худший результат отличаются лишь на два процента. Следующее упражнение — время разгона с 60 до 100 км/ч на четвертой передаче. Эти испытания часто называют оценкой эластичности. И тут на какие-то доли секунды волжские шины опередили корейские Kumho. Ура! Наших голыми руками не возьмешь. Определение выбегов автомобиля (машина катится при включенной нейтральной передаче) проводились в двух диапазонах скоростей — со 130 до 80 км/ч и с 50 км/ч до полной остановки. По результатам этих тестов также можно судить о сопротивлении качению. Вышло, что меньшее сопротивление — у корейских шин. Из наших лучший результат показали кировские КС-4. Замеры расходов топлива выявили наиболее экономичные шины. Ими вновь оказались Kumho. Так, при постоянной скорости 120 км/ч Волга на корейских шинах расходует на сто километров пробега ровно на 1 литр бензина меньше, чем на шинах Kama-Nikola. Это уже серьезное отличие! О сцепных свойствах шин в продольном направлении можно судить по результатам измерений тормозного пути. Методика такова. Разогнав автомобиль до скорости 100 км/ч, испытатель так работает с педалью тормоза, чтобы добиться максимального замедления, удерживая колеса на грани блокировки. С каждым комплектом шин делалось как минимум шесть заездов, чтобы исключить вероятность ошибки. Измерительный комплекс Datron фиксирует тормозной путь с точностью до сантиметра. В этом виде испытаний снова победили корейские шины. Ближе всего к ним подобрались Kama-Grant и БЦ-3. С остальными шинами тормозной путь Волги был длиннее.
Искусственный полив помог нам оценить "дождевые" свойства шин | Затем "поливалка" щедро намочила асфальт, и мы продолжили тормозные испытания. И тут нас ждал сюрприз. Нет, лидерство Kumho осталось непоколебимо. А вот занявшие на сухом асфальте второе место шины Kama-Grant откатились сразу аж на девятое, последнее место! Это тревожный сигнал. Такая реакция на дождик в реальной жизни может дорого стоить. |
Приступаем к следующему упражнению в нашем многоборье. Конусами размечена траектория маневра "переставка". Этот тест имитирует объезд неожиданно возникшего препятствия. Чем выше скорость выполнения маневра, тем лучше. Кроме того, на переставке водитель-эксперт оценивает поведение автомобиля на разных шинах в экстремальной ситуации. Бывает, что предельная скорость выполнения маневра высока, но вот управлять автомобилем чрезвычайно сложно. Так что к сухим колонкам цифр нужны комментарии. По таблице видно, что в обоих упражнениях первые три места поделили шины Kama-Grant, Kumho и VS-6, произведя небольшую рокировку меж собой при переходе с сухого асфальта на мокрый. Да и по характеру поведения автомобиля эти шины выделялись в лучшую сторону. Проще всего было совладать с Волгой на шинах Kumho — поведение автомобиля однозначно, реакции четкие, не так сильно растянуты фазы сноса и заноса, как на остальных шинах. Чуть сложнее было справиться с Волгой, обутой в шины Kama-Grant. Но если подобрать правильный алгоритм управления, то предельная скорость выполнения маневра может быть даже выше, чем на корейских шинах. Шины VS-6 также понравились однозначностью поведения, особенно на мокром асфальте. Но от водителя они требуют большего внимания — у них раньше, чем у двух других лидеров в упражнении "переставка", начинаются скольжения с большими фазами сноса и заноса, автомобиль легко переходит в колебания. В результате вышло, что по управляемости лучшими из отечественных оказались шины Kama-Grant. Описывать особенности поведения в предельных режимах всех остальных шин мы не будем — цифры в таблице дают вполне достоверную информацию о том, какие из них лучше, а какие хуже. Остановимся лишь на М-225. С этими покрышками Волга неплохо едет по сухому асфальту, но напрочь отказывается попадать в размеченную траекторию после полива! В результате разница в скорости выполнения маневра на сухом и мокром асфальте — почти пять километров в час! Поверьте, это много. Самыми же стабильными в этом смысле оказались шины VS-6 — после полива предельная скорость снизилась всего на 0,1 км/ч.
ОЦЕНКИ, КОТОРЫХ НЕТ
Измерительный комплекс Datron (Германия) выступал в роли главного эксперта по шинам для Волги |
Внимательные читатели, наверное, уже заметили, что ни в таблице, ни в экспертных оценках нет цифр, характеризующих уровень комфорта, хотя обычно, испытывая шины, мы даем сравнительные оценки шумности и вибронагруженности. Эти оценки базируются как на субъективных впечатлениях, так и на инструментальном измерении уровня шумов и вибраций. Как уже упоминалось, от субъективных оценок мы отказались сразу: конструкция ГАЗ-3110 не позволяет "почувствовать" шины, уж слишком "груба" сама машина.
|
И мы провели замеры шумов и вибраций с помощью исследовательского оборудования фирмы Bruel&Kjaer. Но и здесь нас ждало разочарование: все полученные цифры укладывались в зону реальных погрешностей измерений. Проще говоря, и аппаратура не смогла отличить одни шины от других. Шумомер, например, лишь "слышал", что мимо проезжает Волга, а на каких шинах — не понимал. Звук шин даже при движении накатом и с выключенным двигателем на скорости 90 км/ч с запасом "перекрывался" гулом трансмиссии. Если бы эти шины мы испытывали, скажем, на Peugeot 406, то, наверняка, смогли бы расставить приоритеты по части шумности и вибронагруженности. Но Волга, увы, убедила нас, что в этом случае разговоры о таких "тонкостях" теряют всякий смысл.
ИТАК...
По результатам всех проведенных нами дорожных испытаний лучше всего выглядят Kumho 720. Но они дороже отечественных, да и принимали участие в тесте "вне зачета" в качестве "печки". А ведь основной задачей испытаний было выявить лидера среди наших шин. Мы присудили первое место шинам Волжского шинного завода VS-6. Эти шины ни в одной из номинаций не опускались ниже пятого места, а по некоторым показателям даже опережали корейские Kumho. "Все это хорошо, — скажет читатель, — но меня больше всего интересует ресурс. Что толку, если рекомендованные вами шины-победители "окривеют" через 20000 километров пробега?" Раньше мы в ответ на эти вопросы бессильно разводили руками. Но на этот раз постараемся внести ясность, продолжив этот тест по специальной методике. Так что в одном из следующих номеров Авторевю мы вернемся к разговору о шинах для Волги. А еще расскажем, почему новой Волге никогда не быть редакционным автомобилем.
Результаты измерений (в процентах)* |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Результаты измерений Авторевю |
|||||||||
Параметр |
Модели шин размерности 195/65 R15 |
||||||||
КС-4 |
БЦ-3 |
L-8 |
M-225 |
Kama-Grant |
Kama-Nikola |
VS-6 |
Я-456 |
Kumho 720 |
|
Масса, гр |
10250 |
10550 |
10500 |
10300 |
10170 |
10400 |
9900 |
10200 |
9050 |
Максимальная скорость, км/ч |
147,4 |
146,7 |
146,4 |
147,2 |
147,1 |
146,9 |
147,8 |
147,6 |
149,2 |
Время разгона (IV передача), 60—100 км/ч, с |
16,95 |
16,33 |
16,49 |
15,85 |
15,90 |
16,11 |
15,50 |
15,80 |
15,52 |
Выбег со скорости, м |
|||||||||
50 км/ч |
610 |
530 |
529 |
558 |
535 |
510 |
563 |
529 |
618 |
130—80 км/ч |
872 |
841 |
825 |
841 |
818 |
803 |
842 |
810 |
875 |
Расход топлива, л/100 км |
|||||||||
при 90 км/ч |
10,31 |
10,29 |
10,47 |
10,46 |
10,54 |
10,83 |
10,39 |
10,58 |
10,04 |
при 120 км/ч |
13,35 |
13,29 |
13,55 |
13,50 |
13,54 |
13,88 |
13,42 |
13,76 |
12,88 |
Тормозной путь со скорости 100 км/ч, м |
|||||||||
сухое покрытие |
62,0 |
60,6 |
63,0 |
64,7 |
60,3 |
63,2 |
62,6 |
64,3 |
58,8 |
мокрое покрытие |
72,1 |
71,1 |
70,9 |
72,6 |
76,2 |
71,1 |
71,2 |
75,0 |
69,6 |
Предельная скорость выполнения маневра «переставка» (длина участка 20 м), км/ч |
|||||||||
сухое покрытие |
85,1 |
88,0 |
86,5 |
87,8 |
90,7 |
85,9 |
88,2 |
87,4 |
89,8 |
мокрое покрытие |
83,4 |
83,8 |
83,6 |
83,0 |
88,1 |
83,4 |
88,1 |
86,7 |
87,8 |
О. РАСТЕГАЕВ А. ДИВАКОВ С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ А. КАРПЕНКОВ Фото О. Растегаева
Автор: Авторевю
Теги: Авторевю, тест шин, тест летних шин, М-225, Я-456, КС-4, VS-6, Kama-Grant, Kama-Nikola, БЦ-3, L-8, М-225, КС-4, Kama-Nikola, L-8, Kumho 720