+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Сравнительные тесты зимних шин для автофургонов проводятся не часто, хотя таких автомобилей на дорогах становится все больше и больше. Например, в одной только Финляндии на конец прошлого года эксплуатировалось около 340 тысяч микроавтобусов, что составляет около 12 процентов от общего количества пассажирских автомобилей в этой стране.
Эксперты популярного финского автожурнала Moottori решили восполнить этот пробел, взяв для тестирования шипованные коммерческие шины от восьми шинопроизводителей:
- Bridgestone Noranza Van 001;
- Continental VanContact Ice;
- Gislaved Nord Frost Van 2;
- Goodyear Cargo UltraGrip 2;
- Hankook Winter I*Pike LT;
- Michelin Agilis X-Ice North;
- Nokian Hakkapeliitta C3;
- Viatti Vettore Inverno.
Шины для автофургонов, как правило, имеют специальную маркировку C, которая происходит от английского слова «Commercial». Помимо фургонов, С-шины используются также для оснащения автодомах и легких грузовиков, т.е. транспортных средств, под которыми шина подвергается повышенной нагрузке. Определить принадлежность шины к семейству коммерческих легче всего по его типоразмеру. Так, все зимние шины, которые были выбраны для этого теста имеют размер 215/65R16C.
Шины для коммерческого транспорта и других подобных целей должны выдерживать более высокие нагрузки и давления, чем шины для легковых автомобилей. Они также более устойчивы к износу и повреждениям, а их конструкция гораздо прочнее, чем у легковых шин. Если в зимних шипованных шинах для легковушек в основном используются шипы из легкого металла, то шипы С-шин, ка правило, являются стальными. Они более прочные и способны выдерживать более высокие нагрузки.
При этом шипованные шины для фургонов должны соответствовать тем же техническим требованиям, что шипованные шины для легковых автомобилей. В частности, конструкция и форма шипов должны отвечать принятым стандартам, а их количество не должны превышать 50 штук на метр окружности шины. Если количество установленных на зимнюю шину шипов превышает вышеуказанный предел, то комбинация шина/шип может быть одобрена только после прохождения специальных испытаний на износ дорожного полотна. На практике количество шипов на шинах для коммерческого транспорта не столь велико, как на шинах для легковых автомобилей.
В частности, у взятых на тестирование шин Hankook - по 106 шипов, у Bridgestone и Nokian - по 108, у Continental, Gislaved и Goodyear - по 110, а у Michelin и Viatti существенно больше - по 124 и 128 шипов соответственно.
Отметим, что модель Viatti Vettore Inverno не получила официального одобрения Государственного управления транспорта и связи Финляндии Traficom для использования на дорогах этой страны, поскольку количество шипов в шине превышает установленный стандарт в 50 штук на метр. Поэтому итоговый результат шины Viatti в этом тесте шины был аннулирован и не учитывался при окончательном распределении мест.
А теперь перейдем непосредственно к результатам тестов...
ИСПЫТАНИЯ НА ЛЬДУ
Тесты на льду традиционно позволяют отличить зерна от плевел, но на этот раз тестируемые шины показали на редкость однородную производительность. Например, в тесте на управляемость на льду разница между лучшей и худшей шиной составила всего 7 процентов, что существенно меньше, чем в сравнительных тестах шипованных шин для легковых автомобилей.
Финские шины линейки Hakkapeliitta для легковых автомобилей всегда превосходно выступали в ледовых дисциплинах, тоже самое можно сказать и о C-шинах. В частности, Nokian показала самый быстрый разгон на льду. Continental смогла ускорится до второго места, а Viatti со 128 шипами заняла третье место, опередив на 0,07 секунды Hankook. На последнем месте в этой дисциплине обосновалась представительница Bridgestone.
В тесте торможения на льду порядок восьмерки другой - за исключением Hakkapeliitta, которая останавливается на кратчайшей дистанции. Hankook занимает второе место, опережая Continental, а Bridgestone поднялась на пятое место и опередила с весьма заметным отрывом идущую следом Viatti. Michelin и Goodyear остались далеко позади всех.
На извилистой ледовой трассе, лидирующие позиции занимает Continental, благодаря очень хорошему сцеплению на передней оси и отличной устойчивости к скольжению на задней. Таким образом, VanContact Ice прекрасно управляется, без избыточной поворачиваемости. Предсказуемое поведение в сочетании с хорошим сцеплением позволяют сократить время прохождения трассы.
Сцепление со льдом у Nokian, вероятно, даже лучше, чем у Continental, но финская шина более трудоемка в управлении. Тем не менее, мощное продольное сцепление позволило ей показать второе время дня.
Viatti буквально дышит в затылок Nokian, уступая ей чуть более одной десятой секунды. При этом поведение шин существенно разнится. Viatti лениво поворачивает, из-за чего ей приходится использовать на поворотах большие радиусы. Однако задняя ось тестового автомобиля хорошо противостоит скольжению, избегая избыточной поворачиваемости.
Шина бренда Gislaved, принадлежащего Continental, явно слабее, чем продукт материнской торговой марки. Передняя ось имеет тенденцию к скольжению, заставляя водителя тестового автомобиля проходить повороты более осторожно. Однако, если шины передний оси получают достаточный зацеп, появляется избыточная поворачиваемость.
Bridgestone и Hankook следуют за Gislaved с почти одинаковым временем. Bridgestone хорошо управляется, но не терпит чрезмерного нажатия на педаль газа. Избыточной поворачиваемости нет, поскольку проходить повороты приходится спокойно. Hankook отличается хорошим поперечным сцеплением, но из-за того, что задняя ось имеет очень маленькое сопротивление скольжению, поведение шин не сбалансировано. И если бы сцепление было слабее, восстановить траекторию после пробуксовки было бы очень сложно.
Michelin и в этой дисциплине оказалась в числе аутсайдеров. Шина недостаточно точна в управлении на ледяной дороже, есть чувство возможной потери передней оси и тенденция к избыточной поворачиваемости. В отличие от шипованных шин для легковых автомобилей, относительно большое количество шипов у C-шины Michelin не гарантирует ей хороших ледовых характеристик.
Goodyear выступила на ледовой трассе слабее всех. Шина не выдерживает больших скоростей, вызывая недостаточную поворачиваемость и заставляя водителя постоянно подруливать. Правда, без достаточного сцепления получается это с трудом. Кроме того, начинает проскальзывает и задняя ось. Чтобы вернуть контроль управления требуется значительное время. Не улучшает ситуацию и плохое продольное сцепление.
ИСПЫТАНИЯ НА СНЕГУ
Лидерами испытаний на снегу с минимальной разницей в итоговых оценках стали Hankook, Nokian и Continental. Совсем чуть-чуть (0,1 балла) им уступили Gislaved и Viatti, а Bridgestone сумела улучшить свое положение по сравнению с ледовыми тестами. Goodyear и Michelin не блистают и на снегу, хотя поведение последней не так уж и безнадежно - просто не хватает сцепления.
В целом переход со льда на снег значительно сокращает различия между шинами. На этот раз разница в разгоне и торможении на снегу между тестируемыми шинами также уменьшилась, но на удивление мало, а в испытаниях на управляемость разница между самой быстрой и самой медленной шиной была даже больше, чем на льду.
В тяге на снегу порядок занятых мест немного изменился, но на практике четверки лидеров и аутсайдеров остались практически теми же, что и на льду. Первая тройка - Hankook, Continental и Nokian - обладает очень мощным ускорением на снегу. Gislaved занимает четвертое место, на сотые доли секунды опережая Viatti, а Bridgestone, Michelin и Goodyear останутся в арьергарде, как и на льду.
В тестах торможения на снегу восьмерка испытуемых шин останавливалась точно в том же порядке, что и при разгоне. Худшая, Goodyear, отстала от лучшей, Hankook, на 18 процентов.
На заснеженной трассе управляемости с подъемами, спусками и различными поворотами лучшее время показала Nokian. По своим характеристикам Hakkapeliitta C3 напоминает шины финского производителя для легковых автомобилей и, что весьма похвально, не проявляет недостаточной поворачиваемости. Хорошо держащая трассу передняя ось вызывает незначительную избыточную поворачиваемость, однако, углы скольжения не критичны, и избыточная поворачиваемость реверсируется сама по себе или с помощью небольшого подруливания.
Второе время на снежной трассе показала Viatti, поведение которой напоминает Nokian. У нее столь же хорошее сцепление на передней оси, но она немного слабее сопротивляется скольжению задней оси. Третий результат на заснеженной трассе у Hankook, которая своим поведением очень похожа на Viatti. Отметим, что тройка лидеров также оказалась очень близка друг к другу по времени прохождения круга.
Четвертое время у Continental. Её поведение предсказуемо, но есть склонность к недостаточной поворачиваемости. Gislaved, занявшая пятое место, сопротивляется недостаточной поворачиваемости лучше, чем Continental, но тенденция все же сохраняется. В отличие от шины материнского бренда, Gislaved быстрее восстанавливается от недостаточной поворачиваемости за счет скольжения задней оси.
Шестой шиной по скорости на снег оказалась Bridgestone. Шина склонна к недостаточной поворачиваемости, но также очевидна и тенденция к избыточной поворачиваемости. Возникновение скольжения на задней оси зависит от уровня сцепления на передней. При этом сцепление на обеих осях восстанавливается медленно, а общий уровень держака явно ниже, чем у первой пятерки.
Michelin, занявшая седьмое место, склонна к недостаточной поворачиваемости. И пусть поведение шины в каком-то смысле логично, но восстановления сцепления на передней оси приходится очень долго ждать.
Goodyear проиграла всем конкурентам в управляемости на снегу, также, как и на льду. Как и Michelin, Goodyear вяло сопротивляется недостаточной поворачиваемости и вынуждена долго ждать возврата сцепления. Степень скольжения задней оси зависит от степени недостаточной поворачиваемости, при этом для восстановления после заноса требуются активные действия со стороны водителя.
ИСПЫТАНИЯ НА СУХОМ И МОКРОМ АСФАЛЬТЕ
Как и ожидалось, Michelin и Goodyear проявили свои лучшие качества на голом асфальте. При этом у первой в целом хорошее сцепление на асфальтовом покрытии, а у второй - на мокрой поверхности. Но еще больше своим сильным выступлением на асфальте удивила Gislaved, сумевшая превзойти всех конкуренток. Блестяще выступившие в зимних условиях Continental и Nokian в теплую погоду были не столь хороши, а Viatti заняла последние места во всех испытаниях на сухом и мокром асфальте.
Испытания в теплую погоду зачастую меняют расстановку сил в сравнительных тестах зимних шин. Это также относится и к С-шинам. Однако резиновые смеси коммерческих шин более жесткие, чем у шин для легковых автомобилей, поэтому различия в этой области не столь значительны.
Nokian и Hankook лучше всех справляются с колейностью на дорогах. Bridgestone же больше других конкуренток рыскает по колеям, но по сравнению с шинами для легковых автомобилей, эта проблема не слишком существенна.
Различия в курсовой устойчивости на сухой дороги невелики. Все шины ведут себя стабильно. Continental и Gislaved - самые спокойные в этом смысле, а Goodyear - самые чувствительные.
Самой тихой шиной по итогам измерения уровня шума была признана Goodyear, но генерируемый ею шум при езде по шоссе с грохотом шипов и колебаниями частоты звука довольно утомителен для человеческого уха. С другой стороны, от Continental идет ровный гул без звука ударяющихся об асфальт шипов. Шум от покрышек Gislaved похож на шум от шин Continental, но при этом слышен звук шипов. Bridgestone, Hankook и Michelin достаточно шумные, но звуки низкой частоты, генерируемые шинами Hankook более приятны для слуха. Стук шипов Bridgestone - самый громкий из этого трио. Nokian издает на дороге жужжащий звук, сопровождаемый грохотом шипов. У Viatti грохот шипов заглушается более громким, чем у Nokian, жужжанием.
По сравнению с шинами для легковых автомобилей разница между C-шинами в ощущении рулевого управления также меньше. В целом, лучшей в этом плане является Michelin: у неё лучшая среди всех точность реакций и отзывчивость на повороты руля. Continental, Gislaved и Nokian также предлагают хороший пакет услуг. Bridgestone и Hankook занимают места за этой тройкой. Goodyear отзывчивости на рулевое управление превосходит даже Michelin, но в точности выполнения команд уступает конкуренткам. Viatti же не просто медленно, а очень медленно реагирует на повороты руля.
При плавном маневрировании лучший баланс передней и задней оси, а также лучшую скорость реакции демонстрирует Goodyear. Hankook, Michelin и Nokian похожи друг на друга хорошей отзывчивостью, но задняя ось при маневрировании чуть-чуть отстает. Хороший баланс передней и задней оси у Bridgestone, Continental и Gislaved, но скорость отклика на рулевое управление низкая. Viatti же не успевает за быстрыми движениями руля и работает в очень медленном темпе.
Continental, Goodyear и Gislaved отлично справляются со сменой полосы движения на скоростном шоссе, не меняя направление движения во время перестроения. Остальные в какой-то момент немного сбиваются с направления в зависимости от скорости и угла поворота. Хуже других с перестроением справляется Viatti.
В тройку лидеров по поведению при экстремальном маневрировании, в порядке занятых мест, вошли Goodyear, Michelin и Nokian. Первая очень надежна при прохождении крутых поворотов на скорости 100 км/ч и уверенно возвращается свою полосу движения после маневра. Передняя ось на шинах Michelin немного лучше выдерживает нагрузки, чем на шинах Nokian, но в целом продукты этих брендов надежны и точны при экстремальном маневрировании.
Continental, Gislaved и Hankook обеспечивают не столь хороший контроль в тесте на экстремальное вождение. Continental немного вяло реагирует на повороты руля на скорости 80 км/ч. На скорости 100 км/ч заносы уже довольно длинные, но шина быстро успокаивается в пределах трассы. Поведение шин Gislaved напоминает Continental, но при крутых поворотах руля на скорости 100 км/ч задняя ось слегка уходит в занос, прежде чем остановиться и вернуться на траекторию.
Скольжение Bridgestone в поворотах увеличивается пропорционально скорости их прохождения, а при крутых поворотах руля на скорости 100 км/ч корма тестового автомобиля срывается в боковой занос. Viatti маневрирует с задержкой, что усиливает скольжение. На скорости 100 км/ч при резких поворотах руля задняя ось совершает одно лишнее боковое скольжение.
Goodyear доминирует в тестах на управляемость на мокрой дороге. Шина очень устойчива на крутых поворотах и стабильна. Следом идут Michelin и Gislaved. Поведение обеих шин предсказуемо, они легки в управлении и обеспечивают хорошее сцепление. Continental и Nokian немного хуже в управлении. Continental вынуждена использовать большие радиусы поворота, а боковое сцепление Hakkapeliitta просто не дотягивает до уровня лучших.
Отставание тройки аутсайдеров связано с более сильной недостаточной поворачиваемостью. Bridgestone требует максимальной точности управления на пределе сцепления, в то время как Hankook очень требовательна с точки зрения скорости и мощности. Viatti достаточна легка в управлении на мокрой дороге, но предельная скорость езды у неё слишком низкая.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Победу по итогам всех испытаний одержала Nokian, опередившая Continental на одну десятую балла. По мнению экспертов Moottori, обе эти шины по своим характеристикам напоминают легковые шины от тех же производителей. Занявшая третье место Gislaved по своим характеристикам похожа на Continental, уступая шине материнского бренда лишь в уровне сцепления на скользкой обледенелой трассе. При этом Gislaved превосходит Continental по производительности на асфальте в теплую погоду. У Hankook, занявшей четвертое место, есть свои плюсы на скользкой заснеженной и обледенелой дороге, чего нельзя сказать о работе на мокром асфальте.
Пятое место Bridgestone отражает общий уровень выступлений этой шины в испытаниях на различных покрытиях. А вот шестое место Michelin стало неожиданностью, учитывая результаты предыдущих сравнительных тестов зимних шин для легковых автомобилей. Основные достоинства коммерческой зимней шины французской марки проявляются на сухой и влажной дороге. Goodyear уверенно заняла последнее место, проиграв почти все тестовые дисциплины на снегу и льду. И даже очень хорошие результаты в тестах на сухом и мокром асфальте не смогли исправить ситуацию. Viatti весьма достойно выглядела в зимних дисциплинах и стабильно отставала от всех участниц теста на чистом асфальте. Тем не менее, лишь отсутствие омологации Traficom не позволило российской шине занять итоговое пятое место.
РЕЗЮМЕ ЭКСПЕРТОВ
Первый сравнительный тест шин для фургонов журнала Moottori показал, что C-шины имеют более однородные свойства, чем шипованные шины для легковых автомобилей. По уровню сцепления они находятся в разных категориях с легковыми шинами, что разумно объясняется особенностями эксплуатации. Таким образом, по итогам теста можно утверждать, что хорошая шипованная C-шина является разумным выбором для оснащения автофургона в зимний период времени.
Автор: Moottori
Теги: зимние шины, шипованные шины, тесты шин, Moottori, Bridgestone Noranza Van 001, Continental VanContact Ice, Gislaved Nord Frost Van 2, Goodyear Cargo UltraGrip 2, Hankook Winter I*Pike LT, Michelin Agilis X-Ice North, Nokian Hakkapeliitta C3, Viatti Vettore Inverno