+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
В сентябрьском номере финского автожурнала Moottori опубликованы результаты очередных сравнительных тестов зимних шипованных шин, которые пользуются особой популярностью в скандинавских странах. Для испытаний, в которых в качестве тестового автомобиля использовался седан бизнес-класса Škoda Superb, эксперты отобрали восемь моделей покрышек типоразмера 225/50 R17:
- Bridgestone Noranza 001;
- Continental IceContact 3;
- Gislaved Nord*Frost 200;
- Goodyear UltraGrip Ice Arctic;
- Hankook Winter i*Pike RS2;
- Michelin X-Ice North 4;
- Nokian Hakkapeliitta 9;
- Pirelli Ice Zero 2.
Из протестированных журналом Moottori шипованных шин, единственной новинкой этого сезона является Pirelli Ice Zero 2. Все шины, участвовавшие в тестах, относятся к так называемым премиальным брендам. Отметим также, что в этом году эксперты издания решили отойти от традиций и протестировать не 16-дюймовые шины, которые предпочитают финны, а 17-дюймовые.
Поскольку количество различных моделей и комплектаций автомобилей постоянно растет, одна и та же модель шин может производиться в десятках типоразмеров. При этом не все размеры шин могут быть протестированы на этапе разработки с той же интенсивностью, что и бестселлеры базовых типоразмеров. Конечно, сегодня можно многое сделать с помощью компьютерного моделирования, но в завершающей фазе тестирование будущих инновационных шин всё равно будет сосредоточено на наиболее популярных типоразмерах.
Это может привести к тому, что зимняя шина какого-либо производителя станет номером один с точки зрения характеристик в данном размерном диапазоне, но при увеличении посадочного диаметра на пару дюймов или другой ширине профиля некоторые конкуренты смогут встать рядом или даже выйти вперед. Тем более, что у ведущих автомобильных брендов есть реальная возможность заказать на оригинальную комплектацию своих автомобилей шины с определенным набором характеристик. А поставка выпускаемой продукции на сборочные конвейеры автозаводов - важная часть бизнеса производителей шин, в том числе зимних.
Например, немецкие автопроизводители по-прежнему имеют в своих коллекциях множество заднеприводных автомобилей, поэтому для них естественно такое требование к шинам оригинальной комплектации, как стабильность при прохождении поворотов, на что и сделан акцент в шипованных и фрикционных моделях шин Continental.
Чтобы продолжать сотрудничество с определенной автомобильной маркой, производители шин стараются максимально внимательно прислушиваться к пожеланиям клиентских компаний. А это, в свою очередь, приносит пользу конечному потребителю: даже владелец подержанного автомобиля, подыскивающий новые шины, с большой долей вероятности получит продукт достаточно высокого качества.
Итак, в этом году эксперты финского журнала Moottori решили взять для испытаний вместо привычных 16 дюймовых покрышек шипованные шины размером 225/50 R17, включая версию модели Continental IceContact 3 с обрезиненными шипами ContiFlexStud. И в этом отношении, тесты прошли не так, как ожидалось, - количество шипов, потерянных шинами Continental во время испытаний на асфальте, было настолько большим, что экспертам пришлось исключить их из итогового протокола.
Увы, слишком быстрая потеря шипов ContiFlexStud шинами Continental IceContact 3 не единичный случай. В начале апреля Continental была вынуждена временно снять с рынка свою продукцию с обрезиненными шипами из-за проблемы их быстрого выпадения, которое, по словам производителя, связано с процессом производства шин и причины которого уже были тщательно изучены. Таким образом, шины с технологией резинового шипа окончательно не сняты с производства, и в будущем Continental по-прежнему твердо намерена выпускать шипованные шины для легковых автомобилей с технологией FlexStud. А до тех пор, по крайней мере, до следующего зимнего сезона, Continental будет выпускать шины IceContact 3 исключительно с алюминиевыми шипами.
ИСПЫТАНИЯ НА ЛЬДУ
Различия между шипованными шинами гораздо больше заметны на обледенелой поверхности, чем на заснеженном дорожном покрытии. Большое количество шипов обычно улучшает характеристики шины в условиях обледенения, но бывают и исключения.
В тестах на ускорение и торможение на льду самыми продвинутыми из команды испытуемых были шины Nokian, Continental и Michelin. Они одинаково хорошо показали себя в обоих испытаниях. В то же время у шин Hankook и Goodyear наблюдался неоптимальный баланс тягового и тормозного сцепления. Hankook хорошо разгоняются на льду, но при этом их тормозные способности немного хуже. У шиповок Goodyear всё наоборот. Если при разгоне они показали худший результат, то в тестах на торможение достигли четвертого места, отстав от Michelin всего на 20 сантиметров. Представители Pirelli, Bridgestone и Gislaved показали очень низкие результаты в обоих испытаниях. Особенно экспертов удивили Bridgestone и Pirelli, поскольку в предыдущих тестах обе марки были довольно убедительны, особенно на обледенелых дорогах.
На извилистом испытательном треке особое внимание уделялось поперечному сцеплению шин, а также уровню сцепления и управляемости в поворотах. Самыми быстрыми в группе стали Michelin и Nokian. У обеих отличное сцепление на передней оси, благодаря чему рулевое колесо можно легко поворачивать, не опасаясь недостаточной поворачиваемости. Правда, есть и отличия: Nokian лучше ускоряются при выходе из виража и на прямых участках, а Michelin более устойчивы на задней оси, предотвращая её соскальзывание в конце длинной дуги. Обе модели своевременно предупреждают о появлении избыточной поворачиваемости и очень просты в управлении даже на крутых скользких поворотах. И, что особенно важно, шины позволяют при необходимости менять траекторию движения во время заноса, что, конечно, доступно не всем конкурентам.
Gislaved сильно удивили плохими показателями продольного сцепления, но сила шведских шин - в отличном поперечном сцеплении. Шины очень легко контролировать на грани сцепления в пологих поворотах, а их базовое поведение даже более стабильно, чем у Michelin и Hakkapeliitta. На шинах Continental при точной езде задняя часть автомобиля также остается под хорошим контролем, но при превышении скорости, которую могут себе позволить Nokian, заднюю ось сразу срывает в занос.
Hankook по уровню держака приближаются к двум лучшим моделям, но по мере вхождения в повороты задняя ось описывает более широкий радиус, а также медленнее восстанавливается после них. Передняя ось не выдерживает таких же углов поворота и скоростей, как Michelin и Nokian, без проявления недостаточной поворачиваемости.
Шины Pirelli, Goodyear и Bridgestone в тестах управляемости на льду явно отстают от конкурентов и вынуждены проходить извилистую дорожку неспешно, поскольку уровень держака определяет скорость. Pirelli и Bridgestone достаточно хорошо подчиняются командам при умеренно спокойном темпе, а ходовые качества Goodyear сильно разнятся в зависимости от точек трассы. Шины легко справляются с крутыми поворотами, но при этом на быстрых пологих поворотах задняя ось иногда внезапно срывается, что приводит к очень широкому и продолжительному скольжению.
ИСПЫТАНИЯ НА СНЕГУ
На заснеженных дорогах различия между шипованными шинами нивелируются. Для снега важнее не шипы, а дизайн рисунка центральной и плечевой зоны, а также соответствующие инновационные технологии производителя.
Разница в ускорении и торможении на снегу между шинами заметно меньше, чем на льду, а лучшей по обеим характеристикам является резина Continental. В аутсайдерах - Bridgestone и Hankook, но их процентное отставание от лидеров относительно невелико.
Шины Continental также являются лидером в испытаниях на извилистой снежной дороге, образцово разгоняясь и притормаживая в любых ситуациях. Кроме того, Continental точны в поворотах на высокой скорости, а задняя часть автомобиля стабильно следует по траектории движения. Небольшой минус проявляется на крутых медленных поворотах. Если повернуть рулевое колесо слишком сильно, шины будут менее управляемы, чем Nokian. Однако при ослаблении давления на педаль акселератора сцепление с дорогой восстанавливается на удивление быстро. Gislaved весьма похожи поведением на своих «старших сестёр» из Continental, но при этом уступают им немного по всем параметрам.
Michelin и Nokian являются самыми интересными в этой группе испытуемых с точки зрения управляемости, хотя и не стали лидерами по времени прохождения снежной «змейки». В частности, обе плавно поворачивают в указанном водителем направлении. При необходимости поворот можно сделать более эффективным, используя скрытый в базовом характере обеих шин динамизм. В целом Michelin лучше сохраняют нейтральную поворачиваемость и меньше уходят в занос, чем Nokian, но при торможении ведут себя немного нервно, смещая автомобиль с прямой линии.
Поведение Hankook на снегу более неопределенное, чем у вышеупомянутых шин. Более слабая тяга требует внимания при работе с педалью газа. Слишком сильное нажатие может привести к вылету с трассы, а при более точном дозировании газа поведение в поворотах становится довольно динамичным. Goodyear страдают тем же, но, несмотря на более слабое время прохождения извилистой трассы, лучше ведут себя на задней оси и, следовательно, более предсказуемы.
Новые шины Pirelli лучше контролируют заднюю ось, чем раньше. В то же время, их маневренность отошла на второй план. На крутых виражах необходимо очень хорошо работать рулевым колесом, чтобы машина поворачивала в нужном направлении. Кроме того, следует соблюдать осторожность с дозированием газа, так как чрезмерное увлечение скоростью может легко привести к расширению полосы движения. Сцепление же с дорогой при ускорении по прямой достаточно хорошее, а свойственная Pirelli избыточная поворачиваемость проявляется в скоростных кривых.
На Bridgestone также следует двигаться по снегу на оптимальной скорости. Нет смысла поддаваться чрезмерным попыткам ускориться, в противном случае результатом станет недостаточная управляемость. При умеренном разгоне шины уходят с траектории. К счастью, сносы задней оси легко предсказуемы, но при этом они имеют большую протяженность и медленное время восстановления.
ИСПЫТАНИЯ НА МОКРОМ И СУХОМ АСФАЛЬТЕ
Поздней осенью и ранней весной зимние шипованные шины зачастую используются в холодную и влажную погоду. В этих условиях даже при оптимальной ситуационной скорости нужно соблюдать осторожность, так как уровень сцепления шипованных шин на голом асфальте не достигает уровня сцепления летних шин.
Влажный асфальт обычно является довольно сложным покрытием для шипованных шин с хорошими зимними характеристиками. Но Continental и Gislaved опровергают прежние догмы. Они столь же эффективно тормозят и разгоняются на мокром асфальте, как и на сухом. С другой стороны, Michelin и Nokian, судя по результатам тестов, являются представителями «старой школы».
Шипованные шины не способны поддерживать маневренность на уровне летних шин, но Goodyear в этом отношении являются наиболее продвинутыми из всех протестированных покрышек. Управление на этих зимних шинах довольно чуткое и в то же время точное. Goodyear быстро реагирует на команды водителя, в то время как у других шин реакция на повороты руля более или менее затяжная.
Gislaved, Hankook и Pirelli лучше всего держат свои траектории при спокойных боковых смещениях, имитирующих смену полосы движения на автомагистралях, а на длинной равномерно изогнутой кривой все восемь тестируемых шин с достаточной точностью следуют по траектории.
Больше других от внезапной смены полосы движения в экстремальных ситуациях страдают Bridgestone и Hankook. После резкого поворота руля задняя часть автомобиля не сразу находит нужную траекторию, требуя два дополнительных поворота руля для возвращения задней оси в стабильное положение. Другие также не застрахованы от избыточной поворачиваемости, но возвращаются к сцеплению после одного дополнительного подруливания. В целом, различия между шинами небольшие.
На мокрой трассе поддерживать высокий темп лучше других удавалось Gislaved, которые были более устойчивыми в поворотах и в целом лучше сбалансированы в поведении. Bridgestone и Michelin оказались самыми медленными шинами, но по разным причинам. Bridgestone не выдерживали высокой скорости и слишком резких поворотов, а также больше других были склонны к недостаточной поворачиваемости. Michelin же внезапно начинали проскальзывать из-за недостатка сцепления с мокрым асфальтом.
В ходе тестов на управляемость на сухой дороге оценивались субъективные ощущения рулевого управления, а также точность и быстрота реакций шин на повороты руля. Кроме того, было проверено, насколько точно шины сохраняют направление движения при разных углах поворота, а также при плавных поперечных смещениях через несколько полос во время движения по прямой. И, наконец, использование шин в экстремальных режимах и их восстановление после избыточного скольжения были проверены с помощью тестов на смену полосы движения.
В Moottori уточняют, что в ходе последних испытаний на управляемость на мокром асфальте шины Continental IceContact 3 потеряли большое количество шипов, что повлияло на итоговые результаты тестов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Исходя из результатов, Continental имела право на итоговую победу в тестах. Увы, хорошее выступление завершилось сходом. Во время прохождения кругов по жесткой мокрой трассе шины Continental потеряли несколько десятков шипов, в то время как у шин других марок все шипы остались на месте.
Благодаря отставке Continental IceContact 3, на первое место поднялась Michelin X-Ice North 4, повторив прошлогоднее достижение французской марки в тестах Moottori для шипованных шин размером 205/55 R16. Второе место заняла финская Nokian Hakkapeliitta 9. Шведская Gislaved Nord*Frost 200 замкнула тройку призеров, опередив южнокорейскую Hankook Winter i*Pike RS2 благодаря хорошему сцеплению на снегу и асфальте. Ну, а Bridgestone, Goodyear и Pirelli при разработке новых моделей шин необходимо инвестировать в улучшение сцепления со льдом, если они хотят в ближайшие годы подняться на вершину призового подиума.
Автор: Moottori
Теги: шипованные шины, тесты шин, Moottori, Bridgestone Noranza 001, Continental IceContact 3, Gislaved Nord*Frost 200, Goodyear UltraGrip Ice Arctic, Hankook Winter i*Pike RS2, Michelin X-Ice North 4, Nokian Hakkapeliitta 9, Pirelli Ice Zero 2