+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Редакция немецкого автожурнала Gute Fahrt провела сравнительные испытания семи актуальных моделей всесезонных шин в размере 235/55R18, использовав в качестве тестового автомобиля популярный кроссовер VW Tiguan. В первой части сравнительного теста эксперты протестировали летние свойства всесезонных шин. Вторая часть теста должна прояснить вопрос: как ведут себя «почти универсалы» на снегу, и какая из всесезонок станет победителем в «абсолютном» зачете.
Итак, в далекой Лапландии на севере Швеции за звание лучшей всесезонки для зимы сразились семь моделей шин в размере 235/55R18 100/104V XL:
- Bridgestone Weather Control A005 Evo;
- Continental AllSeasonContact (эталонная шина);
- Falken EuroAllSeason AS210;
- Goodyear Vector 4Seasons 3;
- Nokian Seasonproof SUV;
- Pirelli Cinturato All Season SF2;
- Vredestein Quatrac Pro.
У древних греков не было всесезонных шин, но термин «парадокс» они придумали еще в древности. По сей день он описывает реальное или кажущееся противоречие. Но перенесемся в день сегодняшний и вернемся к спорам о шинах. Поклонники всесезонок клянутся, что их шины обеспечивают достаточный уровень безопасности и комфорта в любое время года. Ладно, не совсем на том уровне, на котором могут «настоящие» летние или зимние модели, но все же на «вполне приличном». С другой стороны, есть армия приверженцев шинной классики, которые никогда не откажутся от летней и зимней резины и которые не понимают, почему другие водители отказываются от значительного потенциала динамики езды. Они находят это парадоксальным. И на многих автомобильных форумах идут жаркие споры на эту тему.
А теперь вернемся к подведению итогов первой части этого теста, которая касалась исключительно эксплуатационных характеристик всесезонных шин на сухой и мокрой дороге. Конкурсантки неплохо справились с испытаниями, а в некоторых дисциплинах смогли даже приблизиться по ходовым качествам к хорошим летним шинам. Но это не относится к торможению: со 100 км/ч до полной остановки на сухой дороге они позволяют себе три-четыре лишних метра по сравнению с чисто летней резиной. Посыл заключается в том, что вы должны усвоить это, как покупатель и как водитель.
Но хватит почти философского рассмотрения плюсов и минусов всесезонной резины. Давайте перейдем к фактам и отправимся на тестовый полигон в шведском Эльвсбюне, где экспертов Gute Fahrt, благодаря, наверное, поклонению всем скандинавским богам, ждали идеальные для проведения испытаний условия: -5°C днем можно считать оптимальным температурным диапазоном для тестирования всесезонных шин в зимних условиях. Если бы было значительно холоднее, например, около -20°C, температура резиновой смеси опустилась бы ниже так называемой температуры стеклования и очень быстро затвердела, как это происходит с летними шинами при нуле градусов. Важно знать: шинопроизводители всегда адаптируют резину протектора к эксплуатации в ожидаемом диапазоне температур. В зимних шинах, например, помимо прочих мер, используется больше натурального, чем синтетического каучука, что делает резину более мягкой и эластичной при низких температурах.
С другой стороны, производители всесезонок должны идти на компромиссы в отношении рецептуры резиновой смеси: если разработать более зимний состав, т.е. для более низких температур, шины будут слишком мягкими в условиях жаркого лета. Это же ограничение действует и в обратную сторону: всесезонная шина, спроектированная с уклоном в лето, становится хрупкой в холодное время года, когда столбик термометра резко опускается вниз. Легко представить, как разработчики рвут на себе волосы на этом распутье.
Еще одним фактором являются ламели - множество мелких прорезей на поверхности протектора. Они буквально вгрызаются в утрамбованный снег своими кромками. Зимняя шина имеет около двух тысяч таких ламелей, а всесезонная шина - примерно половину этого числа. Будь у неё их значительно больше, её точность рулевого управления летом заметно пострадала бы, а если бы у неё их не было, она бы провалилась зимой.
Но вернемся на полигон испытательного центра в шведской части Лапландии, где тестовый Tiguan уже выехал на трек для проверки тяги на снегу. При определенной нагрузке автомобиль должен разгоняться с места до тех пор, пока тяговая сила ведущих передних колес сначала постепенно, а затем полностью не исчезнет. Шинники говорят, что в этот момент пробуксовка составляет 100 процентов. Так будет ли нулевой процент пробуксовки идеальным случаем? Нет, ни за что. Потому что шина должна вращаться, иначе она не сможет передавать на дорогу никакие силы. На снегу идеальное проскальзывание шины для наилучшего движения составляет от двадцати до тридцати процентов, то есть значительно больше, чем на сухих или мокрых дорогах.
Посмотрим на результаты. Goodyear уверенно побеждает с тяговым усилием 2244 ньютона (229 кгс), что свидетельствует о том, что Vector, праматерь всех современных всесезонок, имеет большую склонность к зимнему лагерю, чем к летнему. Pirelli - лучшая из остальных с немного меньшим уровнем сцепления, а Continental расположилась в нижней части итогового протокола в этой дисциплине. Об этом стоит упомянуть, потому что в летних испытаниях Conti была явным лидером почти во всех дисциплинах. Но здесь немного севернее. Falken проваливает тест на тягу с показателем 207 кгс, что означает десятипроцентное ухудшение сцепления по сравнению с Goodyear.
Но измерения тяги на горизонтальной заснеженной поверхности - это больше теория, гораздо важнее как покажут себя семь конкурсанток на «реальном» снежном склоне? На полигоне в Эльвсбюне самый плоский имеет уклон в десять процентов, то есть 10-метровую разницу в высоте на каждые 100 метров дистанции. Результат: полное разочарование. Ни одна из участниц теста не справляется с горкой с места. При этом тестировавшаяся параллельно современная зимняя резина легко решила эту задачу. Делаем вывод: всесезонные шины с охотой ездят по зимним дорогам, но им не нравится трогаться с места на заснеженных склонах.
Давайте посмотрим на тест управляемости, который проходил на трассе с широкими и узкими поворотами, чередующимися участками разгона и торможения. Здесь инициативу опять уверенно берет на себя Goodyear, оставляя очень приятное общее впечатление, как и немного отстающие от неё Continental и Pirelli. Управляемость на предельной скорости, точность рулевого управления, курсовая устойчивость, контроль с ESP и тяга - важнейшие критерии оценки в этой дисциплине. По шкале от 0 (неуправляемость) до 10 (идеальная шина в рамках своей концепции) это трио получило от 7 до 8 баллов - это хорошие оценки для всесезонок.
Для лучшего понимания: по сравнению с хорошей зимней шиной, если принять её за эталон, всесезонка вряд ли получила бы оценку выше 6. На трассе проявляется главный зимний недостаток всесезонных шин: слабое прохождение поворотов. Эти шины устойчивы на прямой и достаточно тяговиты, но в поворотах они явно уступают зимним шинам: им заметно не хватает боковой устойчивости, они упрямо смещаются к внешнему краю поворота, а в крайних случаях и за его пределы. ESP и противобуксовочная система используются на удивление рано, и это не вызывает большого доверия. Это означает, что водитель должен заранее снижать скорость на поворотах.
Довольно неожиданно в числе середняков на зимнем треке оказалась Nokian Seasonproof, созданная опытным экспертом по снегу. Компанию финской всесезонке составила Bridgestone, которая не смогла добраться до столь же приятно высоких позиций, как в летнем рейтинге. Falken и Vredestein не очень-то дружат с белым великолепием и поэтому собрали на заснеженной трассе скудный урожай очков.
Последней проверкой для конкурсанток стал тормозной путь на снегу, измеряемый со скорости 50 км/ч до полной остановки. Goodyear была последовательна и вместе с Nokian, которая перед этим разочаровала, а здесь вновь была хороша, уверенно захватила лидерство с результатом около 28,5 метра. Это означает, что тормозной путь на снегу у лучших всесезонных шин по-прежнему на добрых три с половиной метра длиннее среднего значения тормозного пути для сопоставимых зимних шин.
Но не волнуйтесь, всесезонные шины отнюдь не относятся к категории «условно пригодных для зимы». Они в полной мере соответствуют уровню хороших зимних шин десяти-пятнадцатилетней давности, на которых уже тогда можно было добраться до места назначения, не вспотев от страха.
Так что, всесезонки заслуженно являются самым быстро растущим сегментом рынка? На этот вопрос нельзя однозначно ответить да или нет. Даже если всесезонные шины одобрены для зимы без каких-либо юридических ограничений (наличие маркировки в виде символа снежинки обязательно), они никогда не смогут обладать всеми преимуществами хороших зимних шин на снегу и слякоти из-за своего рисунка и сочетания материалов. Вы не можете и не должны этого ожидать.
Есть не новый, но остающийся актуальным совет: Если вы живете в регионе с умеренным климатом, ездите только на короткие расстояния и можете иногда в очень непогожие зимние дни обойтись без машины - для вас всесезонные шины могут быть альтернативой летней или заменой зимней резине. Более ясного и четкого совета нет. Всесезонные шины требуют готовности идти на компромисс и отказываться от того, что технически неосуществимо летом или зимой. И это вовсе не парадокс. То же самое могли бы сказать и древние греки.
Автор: Gute Fahrt
Теги: всесезонные шины, тесты всесезонных шин, Gute Fahrt, Bridgestone Weather Control A005 Evo, Continental AllSeasonContact, Falken EuroAllSeason AS210, Goodyear Vector 4Seasons 3, Nokian Seasonproof SUV, Pirelli Cinturato All Season SF2, Vredestein Quatrac Pro