+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
"А что, в Беларуси шины нельзя протестировать?" - этот вопрос эксперты ABW слышат с завидной периодичностью, но в основном после командировок в Финляндию. Дважды в год на полигоне компании Nokian Tyres они проводят сравнительные тесты зимних и летних шин.
Можно ли это сделать в Беларуси? "Нельзя", - каждый раз отвечают они, и сейчас Павел Козловский объяснит почему.
Зачем обязательно ездить в Финляндию?
Сравнительный тест шин - это уравнение с многочисленными и очень важными составляющими. Отсутствие любой из них превращает ваше тестирование в обычные "покатушки". Что за составляющие?
Самая важная - это, конечно, полигон. Летние шины тестируются только на асфальтовом полигоне, а вот зимние сначала испытываются на снегу и льду, а затем еще и на асфальте, где имитируется оттепель, оцениваются результаты на сухом и мокром асфальте.
И чтобы получить эти результаты, нужен полигон. Причем предназначенный именно для тестирования шин. Обычный гоночный трек или асфальтовая площадка не подойдут - на них нет специального оборудования, которое обеспечивает, например, равномерное орошение испытательной трассы. А без этого вы не можете гарантировать абсолютно одинаковые условия испытаний для всех участников теста.
"Ха! - скажут диванные спецы. - Мы запустим поливомоечную машину, она прольет трассу". Да, только чтобы трасса получилась одинаково увлажненной, машина должна ездить по ней всю ночь, с постоянной скоростью и по одинаковой траектории, а во время испытаний - еще и после каждого заезда.
А ведь это только участок для замеров торможения! А где оценить управляемость на мокром асфальте? Нет ни толковой трассы с поворотами различной крутизны, ни условий для ее правильного орошения. В идеальных условиях профессионального шинного полигона это выглядит так: специальные форсунки постоянно орошают асфальт, вы всегда ездите по одинаково увлажненному асфальту. Причем на участке для замеров торможения форсунки льют постоянно, а на трассе для оценки "мокрой" управляемости они отключаются перед движущимся авто и снова включаются за ним. Где найти такие условия в Беларуси?
Про зимний полигон вообще можно не заикаться. В Лапландии идеальные условия для тестирования: снег ложится в сентябре и лежит практически до мая. А сам "Белый ад" занимает территорию 700 га, на которых находятся 20 различных трасс, снежных и ледяных. Причем все они по методике поддерживаются в идеальном состоянии. Ледяные трассы в процессе тестирования очищают и нарезают специальную "сетку" шипованными шинами, чтобы лед везде был одинаковым. Это делают и перед тестом, и непосредственно между заездами.
Со снежными трассами схожая история: гусеничный "ратрак" взрыхляет и затем трамбует снег, чтобы обеспечить одинаковую плотность, и делает это и перед началом теста, и между заездами. Теоретически в Беларуси тоже можно делать что-то подобное, но где найти столько снега и более-менее просторный полигон, на котором получится выполнять подобные тесты?
С полигоном разобрались, теперь перейдем к методике тестирования. Взять 2-3 комплекта шин, замерить их тормозной путь, скажем, на сухом асфальте и сказать, что шина №1 круче, чем шины №2 и №3, - это скорее ИМХО, чем сравнительный тест. Потому что, пока вы "переобували" машину, многое могло измениться: остыли тормозные диски автомобиля, солнышко выглянуло из-за тучки и сильнее нагрело асфальт, ветерок поднялся… И результат "поплыл", причем непонятно в какую сторону. И есть вероятность, что, снова "обув" комплект №1, вы получите результаты хуже, чем у №2 и №3.
Понятно о чем речь? В тестировании обязательно должна быть обеспечена воспроизводимость результата. В случае с тремя комплектами это еще более-менее реально: замена колес на подъемнике с гайковертами занимает буквально 3 минуты, так что все три теста на торможение можно провести за 10-15 минут. А затем дать машине остыть и протестировать шины в ином порядке, чтобы удостовериться, что результат воспроизведен, то есть он не отличается он показанного ранее.
Однако если в тесте участвует порядка 10-12 комплектов шин, между тестированием первого и последнего комплекта в любом случае проходит около часа, а за это время условия могут сильно измениться. Как же быть? Как обеспечить одинаковые условия для всех и быть уверенным, что результат никуда не "поплыл"? Финны придумали отличный способ держать все под контролем - они используют референтную шину.
Референтная шина - это любой комплект из списка претендентов, причем абсолютно не важно, премиальная это модель или самая дешевая в вашем списке. Во всех испытаниях референтный набор ставится в начале, середине и конце тестирования, и по его результатам становится понятно, изменились условия или нет. Грубо говоря, если в начале испытания этот комплект обеспечивал тормозной путь на снегу в 30 метров, то и в середине, и в конце теста он должен показать те же 30 метров.
К результатам референта финны относятся очень строго: если он "поплыл" более чем на 3%, условия признаются некорректными, неодинаковыми для всех, испытание нужно начинать сначала. Возможно, даже завтра, при более стабильной погоде. И это не шутки: мы неоднократно "обламывались" на 8-9-м комплекте шин, не успев завершить испытание из-за смены температуры, поднявшегося ветра и т.д. Референт "поплыл" - все, результаты испытаний не принимаются.
Та же история и с результатами каждого комплекта: вы не можете затормозить три раза с результатами 35, 38 и 37 метров и высчитать какой-то средний тормозной путь. Нет уж, в идеальных условиях все должно быть идеально: один заезд "прикататься", а дальше 3-4 заезда должны быть с максимально близкими показателями. Что удивительно, но благодаря идеально воссозданному после каждого заезда покрытию "кучность" результата хороша даже на трассе оценки управляемости на снегу: на круге с хронометражем порядка полторы минуты разница составляет не более 1-2 секунд! На летнем полигоне, где проходит вторая часть испытаний (на мокром и сухом асфальте), со стабильностью результатов проблем также не возникает.
Теперь о фиксации результатов и начислении баллов. Весь хронометраж заездов фиксируется профессиональными высокоточными измерительными комплексами V-BOX Racelogic, данные заносятся в общую базу, чтобы финские испытатели могли контролировать корректность нашего тестирования. Затем по результатам каждой дисциплины начисляются баллы: победитель получает 100 баллов, у остальных отнимают столько баллов, на сколько процентов хуже они себя проявили. Проехавший на 8% получает 92 балла, на 15% - 85 и т.д. Еще один важный момент: по финской методике баллы за торможение умножаются на 2. Затем все баллы суммируются, и претенденты занимают свои места в итоговой таблице.
Что испытывали?
Самое время перейти к претендентам. "В этом году белорусская зима будет… Какой?" Никто не знает ответа на этот вопрос, да и в целом климатические изменения ведут к тому, что "скандинавские" шины становится необязательными даже на севере Европы. И все больше автомобилистов выбирает "европейские" зимние шины, предназначенные для более мягкого климата. А автопроизводители так и вовсе заговорили о "всесезонке". Еще несколько лет назад эта фраза означала неуместную попытку сэкономить на шинах, а сегодня это уже тренд: сразу несколько производителей представили свои модели в сегменте всесезонных шин. И мы решили сравнить "еврозиму" со "всесезонкой" в размерности 205/55 R16. Для этого выбрали 6 зимних шин с маркировкой "снежинка на фоне горного пика". Дело в том, что шины с традиционной маркировкой "M+S" уступают в своих характеристиках, а с 2024 года в Германии шины с таким обозначением и вовсе перестанут считаться зимними.
Итак, за представителей "еврозимы" в нашем тесте выступают:
- Nexen Winguard Snow'G WH2,
- Kormoran Snow,
- Goodyear UltraGrip Performance 2,
- Nokian WR Snowproof,
- Continental WinterContact TS 860,
- Michelin Alpin 6.
В команду "всесезонок" мы выбрали следующие модели:
- Goodyear Vector 4SeasonsGen-2,
- Nokian Weatherproof,
- Matador MP 62 All Weather Evo,
- Yokohama BluEarth Winter V905.
Отдельная история - шина Michelin CrossClimate. Формально она имеет все необходимые маркировки: и "снежинку", и "M+S", - но сам производитель заявляет, что надежные характеристики эта модель шин сохраняет… до -5°С! Весьма необычное позиционирование, и тем интереснее, как же эта шина себя проявит!
Как обычно, тестирование проходило в два этапа: зимние упражнения (разгон/торможение на снегу, подъем на снежный холм, оценка управляемости на снегу) замеряли на полигоне "Белый ад" в Лапландии при температуре около -10..12°С. А летние дисциплины (управляемость на мокрой трассе, оценка сопротивления качению, торможение на сухом и мокром асфальте) выполняются осенью при температуре +5..7°С на полигоне вблизи городка Нокиа, где находится самый первый завод Nokian Tyres. В качестве автомобилей-носителей выступили VW Golf VII и Audi A3.
Кто выиграл?
Все результаты испытаний мы свели в итоговую таблицу, чтобы удобнее было оценить поведение шин в каждом из тестов. Кстати, заметьте: обе модели Nokian в этом году оказались весьма далеко от подиума, что не вызывает никакой реакции представителей бренда. Это, к слову, об объективности наших тестов.
А вот появление на втором месте шин Michelin CrossClimate вызвало уже наше изумление: ужасно откатав зимнюю часть теста и оказавшись на последнем месте, эти шины смогли попасть на подиум благодаря великолепной осенней сессии. И здесь самое время повторить наши слова, которыми заканчивается практически каждый материал о шинных тестах: не смотрите на места на подиуме, таблички типа "Лучший выбор2 и т.д. - смотрите на результаты шин в каждой дисциплине.
Живете за городом, где дороги часто не чистят, - нужно выбирать шины с "зимним" характером. У вас большие пробеги, а условия непредсказуемы? Тогда нужно брать шину, которая в каждой из дисциплин имеет стабильные результаты. А иначе можно купить призера тестов, который вдруг окажется беспомощным при -6°С…
Источник: ABW
Автор: ABW
Теги: ABW, тест шин, тест зимних шин, Nexen Winguard Snow'G WH2, Kormoran Snow, Goodyear UltraGrip Performance 2, Nokian WR Snowproof, Continental Winter ContactTS 860, Michelin Alpin 6. Goodyear Vector 4SeasonsGen-2, Nokian Weatherproof, Matador MP 62 All Weat