+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Программу сравнительных тестов зимних шин 2022 года эксперты популярного российского журнала «За рулем» начали с нешипованных моделей в размере 195/65R15, который подходит для большинства компактных легковых автомобилей, таких как Ford Focus, Kia Ceed или Lada Xray. При этом для теста автожурналисты взяли как дорогие, так и дешевые модели шин, чтобы выяснить какие все-таки выгоднее? Более половины испытанных шин были изготовлены в России, поэтому будет интересно сравнить отечественный товар с именитым импортом.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАСТНИЦ
По мнению редакции «За рулем» самой интересной моделью, принявшей участие в испытаниях, была новая Nokian Tyres Hakkapeliitta R5, пришедшая на смену «третьей» модели. Отметим, что испытанные шины были сделаны не на российском, а на финском заводе Nokian Tyres. Кроме того, финская новинка оказалась самой дорогой среди всех конкурсанток - за одну шину просят около 8500 рублей. Уточним, что приведенные здесь цены соответствуют уровню цен на конец минувшей зимы.
Примерно на 500 рублей дешевле уже далеко не новая модель Bridgestone Blizzak Ice российского производства. Неоднократная победительница тестов журнала «За рулем» фрикционка Continental VikingContact 7, также произведенная в России, предлагалась на момент проведения испытаний на тысячу с лишним рублей дешевле извечной финской конкурентки. Не менее именитую модель Goodyear UltraGrip Ice 2, сделанную в Польше, и отечественную Pirelli IceZero FR можно было приобрести в районе шести тысяч рублей.
Почти на тысячу дешевле продукт «второй линии» Nokian Tyres – нешипованная шина Nordman RS2, сваренная на заводе во Всеволожске. Китайские шины Nankang Ice Activa Ice-1 удалось приобрести еще дешевле, за 4320 рублей. А самым привлекательным ценником в 4080 рублей, в два раза ниже финской новинки, порадовал экспертов исконно российский продукт - Cordiant Winter Drive 2.
УСЛОВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Основные испытания проходили в феврале 2022 года на ледовых и снежных трассах полигона Arctic Falls близ городка Арвидсьяур в шведской Лапландии при температуре воздуха от -1°С до -12°С. Тесты шин на асфальте эксперты «ЗР» провели в апреле этого года на юге Швеции в окрестностях города Йиславед при температуре воздуха от +5°С до +8°С.
В качестве тестового автомобиля вновь использовался Volkswagen Golf, который профессиональные автожурналисты ценят за прозрачную управляемость и выносливые тормоза. Результаты замеров фиксировал профессиональный высокоточный комплекс Racelogic Vbox, работающий со спутниками ГЛОНАСС и GPS.
Во время проведения всех тестов на снегу и льду эксперты-испытатели отслеживали состояние покрытия, начиная прохождение дисциплины с «базовых» шин и возвращаясь к ним не позже, чем через каждые 2-3 зачетных комплекта.
ИСПЫТАНИЯ НА ЛЬДУ
Самое опасное покрытие на зимней дороге - лед, цепляться за который фрикционкам особенно сложно. Поэтому было решено в первую очередь проверить способности нешипованных шин на льду, и для начала сравнить продольное сцепление, определив время разгона с включенной противобуксовочной системой с места до 20 км/ч и тормозной путь с АБС со скорости 20 км/ч до 5 км/ч. Отметим, что «точка отсечения» 5 км/ч при замерах тормозного пути была установлена для того, чтобы исключить искажение результатов из-за частичной блокировки колес, которую допускает АБС на малых скоростях.
Единоличным лидером и в разгоне, и на торможении стала Continental. Хуже всех в продольном направлении за лед держится Nankang, которая разгоняется и замедляется на 11 процентов слабее немки.
Поперечное сцепление шин оценивалось по времени прохождения ледового круга диаметром 27 метров. На нем лучшее время показала Hakkapeliitta R5, уверенно оторвавшаяся от ближайшего преследователя более чем на 10 процентов. Аутсайдером в этом испытании стала Cordiant, отставание которой от лидера составило почти 20 процентов. Если на шинах Nokian Tyres Hakkapeliitta R5 тестовый VW Golf проезжал ледовый круг за 12,3 секунды, то на отечественных шинах - за 15,1 секунды.
При оценке нюансов управляемости, пилоты-испытатели ориентировались на среднестатистического водителя, не обладающего навыками езды на скользких покрытиях.
Безупречное поведение тестовый Golf продемонстрировал на шинах Hakkapeliitta и Pirelli. Реакции машины на повороты руля были понятны и предсказуемы. На пределе сцепления эти шины допускали мягкое соскальзывание наружу поворота. При этом поведение автомобиля было безопасно - снос или занос возникал лишь в случае значительного перебора в скорости или откровенно провокационных действий со стороны водителя. Хуже всех на льду показали себя шины Nankang. На этих фрикционках машина неохотно следовала командам руля и не давала водителю достаточного понимания момента начала скольжения. Да и скользила китаянка дольше, чем хотелось бы.
ИСПЫТАНИЯ НА СНЕГУ
На снегу первым делом замерили эффективность разгона с 0 до 40 км/ч и торможения с 40 км/ч до 5 км/ч. Самое быстрое время разгона (5,5 секунды) обеспечили Continental, Hakkapeliitta и Pirelli. Слабее всех разгонялась Nankang, хотя её отставание от лидеров было невелико - всего-то три десятых секунды или 5 процентов. На торможении разница между лучшей шиной (Continental) и худшей (Nordman) была и того меньше - лишь 4 процента или всего полметра.
Оценивая курсовую устойчивость и поведение шин при объезде препятствий и плавных перестроениях на скорости 100 км/ч, испытатели выделили фрикционки Cordiant, Hakkapeliitta и Pirelli, к которым у них не было никаких претензий. Худшую же оценку опять получила китайская Nankang. Виной тому её ленивые реакции на повороты руля и недостаточная информативность, не добавляющая уверенности водителю на скользкой трассе.
На извилистой заснеженной трассе, предназначенной для оценки управляемости, к тройке лидеров предыдущей дисциплины присоединилась Continental. А Nankang, подтверждая свою несостоятельность на снегу, к описанным ранее недостаткам добавила нестабильное поведение на пределе сцепления - то снос, то занос, что значительно осложняло ведение автомобиля по желаемой траектории.
Пройти испытание на управляемость при экстремальном маневрировании на снегу, так называемую «переставку», имитирующую объезд внезапного препятствия, без нареканий не смогла ни одна из участниц теста. Меньше всего претензий у экспертов было к шинам Continental и Hakkapeliitta. Но и на них у тестового автомобиля поведение было недостаточно однозначным - рывок руля при начале объезда вызывал легкий снос передка, который при выходе на соседнюю полосу переходил в небольшой занос.
Самое сложное поведение «Гольфа» эксперты отметили на шинах Bridgestone, Goodyear, Nankang и Pirelli. Первые три грешили откровенно большим дисбалансом между сносом на входе и заносом при перекладке. К тому же на этих шинах недостаточно хорошо чувствуется переход в скольжение. А шинам Pirelli тестировщики снизили балл из-за излишне активного заноса, возникающего после перестроения.
Последним «белым» тестом стало испытание на проходимость в глубоком снегу. Увереннее остальных по снежной целине пробирались Continental, Hakkapeliitta и Pirelli. Они позволяли спокойно стартовать, двигаться вперед и маневрировать, а также запросто выбираться назад, если машина упиралась передним бампером в высокий сугроб. Сложнее всего по глубокому снегу двигаться на Bridgestone: рожденная в России японка охотно срывается в пробуксовку, теряя тягу и закапываясь. Движение внатяг неэффективно, так как поймать момент начала проскальзывания непросто.
ИСПЫТАНИЯ НА АСФАЛЬТЕ
На мокром асфальте самый короткий тормозной путь оказался у Nankang. Именитые Continental и Hakkapeliitta уступили ей лишь по 0,4 метра или 2 процента, что сопоставимо с погрешностью измерений. Хуже всех с торможением на влажной поверхности справилась Nordman, тестовому «Гольфу» на этих шинах для замедления со скорости 60 км/ч до 5 км/ч потребовалось на 2,6 метра больше, чем китаянке.
На сухом асфальте хуже других тормозили шины российского бренда Cordiant, на которых Golf, замедляясь с 80 км/ч до 5 км/ч, укатил на три метра дальше, чем ставшая лучшей в этой дисциплине Bridgestone. А Continental и здесь оказалась второй.
В испытаниях по курсовой устойчивости высшую оценку получила Goodyear, а самую низкую - Nankang, у которой эксперты отметили задержки в реакциях и слишком большие углы поворота рулевого колеса при корректировке направления. Даже плавный объезд препятствия на этих шинах китайского производства представляется довольно сложным маневром из-за «размазанного» поведения автомобиля.
КОМФОРТ И ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Самый комфортный уровень езды среди всех участниц теста обеспечивает, по мнению экспертов журнала «За рулем», Goodyear, которая катится тихо и плавно. Сравниться с ней, да и то лишь в плавности хода, смогли Continental и Nordman. Хуже всех дела с ездовым комфортом обстоят у Nankang, досаждающей не только повышенным шумом и озвучкой шероховатого асфальта, но и жесткими толчками от дорожных неровностей.
Топливную экономичность шин организаторы теста сравнивали на барабанном стенде, с помощью которого определяли коэффициент сопротивления качению при скорости 80 км/ч по Правилу 117 ООН. Исходя из установленной ранее экспериментально закономерности, что у автомобилей гольф-класса увеличение сопротивления качению на 10 процентов (при скорости 80 км/ч) повышает потребление топлива на 3 процента, и пересчитав полученные результаты, эксперты признали самыми экономичными шинами Nokian Tyres Hakkapeliitta R5, которые позволяют дополнительно экономить примерно 0,6 литра бензина на 100 км пробега по сравнению с самой расточительной шиной от компании Cordiant.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
По методике, разработанной редакцией журнала «За рулем», отличными шинами (получившими 900 и более баллов) были признаны Nokian Tyres Hakkapeliitta R5 и Continental VikingContact 7.
Победителем стала Nokian Tyres Hakkapeliitta R5, оставившая позади многократную победительницу тестов «ЗР» - модель Continental VikingContact 7. Финка оказалась лучшей и на зимних покрытиях, и по топливной экономичности. Единственная претензия - немного завышенная цена, на 8 процентов от справедливой, определенной по фирменной методике российского автожурнала.
Занявшая второе место Continental VikingContact 7 уже далеко не нова, однако по-прежнему остается «королевой асфальта». Мягким нешипованным шинам сочетание высокой производительности на асфальте с лидирующими характеристиками на льду дается очень непросто. На следующий год отраслевые эксперты ждут обновленной модели линейки VikingContact и надеются на сохранение адекватного ценообразования, ведь текущее поколение продается даже на 2 процента дешевле разумной цены, что для топовых шин - редкость.
Третье место, возглавив список «хороших» шин (от 850 до 899 баллов) по видению автожурналистов, заняла Pirelli IceZero FR. Итальянка российского происхождения хороша на зимних покрытиях, но на асфальте, в комфорте и экономичности - у неё лишь средние результаты. Пирелли пора обновить модель, считают эксперты. Что касается выгоды при покупке Pirelli IceZero FR, то она составит 10 процентов.
Goodyear UltraGrip Ice 2 отстала от Pirelli лишь на один балл, став при этом самой комфортной участницей теста. Она уступала конкуренткам на всех дорогах и не любила резких маневров на укатанном снегу. Зато её ценник позволит сэкономить 5 процентов.
Пятая в рейтинге «ЗР» - модель так называемой «второй линии» Nokian Tyres Nordman RS2. Она способна конкурировать со старшей сестрой Hakkapeliitta R5 лишь в комфорте и экономичности. По мнению экспертов, Nokian Tyres Nordman RS2 из соображений удешевления «подрезали» по характеристикам на зимних, а еще больше на асфальтовых покрытиях. Поэтому её лучше использовать на заснеженных и обледенелых дорогах. А цена на Nordman RS2 вполне привлекательная - на 12 процентов ниже справедливой.
Отечественная шина Cordiant Winter Drive 2 по характеру близка к Nordman. На снегу и льду она даже кое в чем вырывается вперед, однако немного уступает сопернице на асфальте. По комфорту и экономичности отставание сильнее. Испытатели уверены, что фрикционка Cordiant проявит свои лучшие качества в стороне от твердых очищенных дорог, а её главный козырь - цена, самая низкая не только в абсолютном значении, но и относительно уровня характеристик. Выгода - 24 процента.
Один балл проиграла россиянке именитая Bridgestone Blizzak Ice, которая смогла дотянуться лишь до седьмого места. В редакции «За рулем» подозревают, что эта модель была разработана для внутреннего рынка Японии, с его национальными особенностями. На скользких покрытиях Blizzak Ice грешила низким поперечным сцеплением, но понравилась на хорошо очищенных дорогах. Отметим, что это самая переоцененная участница теста - переплатить за неё придется почти половину от справедливой цены.
И, наконец, занявшая последнее место Nankang Ice Activa Ice-1 попала в категорию посредственных шин (ниже 850 баллов). Несмотря на присутствие в её названии слова «лед», это покрытие она не жалует. Так же, как и снег, что укатанный, что свежевыпавший. Китаянка - самая шумная, самая жесткая и неэкономичная шина. Сгодится она лишь для хорошо очищенных дорог. На скользкие покрытия допустим кратковременный выезд, но обязательно с работающими АБС и ESP. При этом ездить рекомендуется неспешно, повороты проходить «шепотом». В общем, с такими потребительскими свойствами и цена, приносящая 5-процентную выгоду, не оправдание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
В местности, где приходится часто преодолевать скользкие подъемы и спуски, где климатические условия (избыточная влажность и околонулевая температура), способствуют продолжительному обледенению дорог, выбор в пользу фрикционок должен быть хорошо обдуманным. Зимние нешипуемые шины - продукт сложный, требующий серьезных исследований и продвинутых технологий при создании. А значит, «копеечной» такая обувка быть не может. Покупая откровенно дешевую фрикционку от неизвестного производителя, следует отдавать себе отчет в том, что ее характеристики (особенно сцепление на льду), вероятно, будут весьма скромными.
Автор: За рулем
Теги: зимние шины, тесты зимних шин, За рулем, Nokian Tyres Hakkapeliitta R5, Continental VikingContact 7, Pirelli IceZero FR, Goodyear UltraGrip Ice 2, Nokian Tyres Nordman RS2, Cordiant Winter Drive 2, Bridgestone Blizzak Ice, Nankang Ice Activa Ice-1