+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
У кого шипы прочнее?
Ровно год назад, в начале зимы, наши эксперты направились из Финляндии в Германию на автомобиле Land Rover Discоvery, "обутом" в шипованные шины. Выкатывают машину из парома, и тут выясняется, что у немцев шипы запрещены... Пришлось на нейтральной территории выковыривать шипы из протектора. Занятие не из приятных. Об этой забавной истории мы вспомнили потому, что решили узнать, насколько надежна "заделка" шипов в наиболее популярных на нашем рынке зимних шинах.
Решив провести этот эксперимент, мы обратились в первую очередь к продукции фирм Nokian и Gislaved. Эти производители зимних шин хорошо известны как в скандинавских странах, так и в России. Нам были предоставлены модели Gislaved NordFrost II и Nokian Hakkapeliitta 10. И те, и другие — шипованные, размерности 175/70 R13. А чтобы тест не превратился в "разборку" скандинавов, мы дополнили этот набор и отечественными шинами — И-508. Это последняя разработка Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП), и делаются шины здесь же, на опытном производстве при институте. Итак, шины сбортированы, колеса отбалансированы. Все готово.
Шины Nokian Hakkapeliitta 10 уже хорошо нам знакомы по предыдущим тестам (см. АР № 24, 1995) и продаются в России не первый год. Эта модель имеет "направленный" рисунок протектора и предназначена для эксплуатации только с шипами. Шипы здесь традиционные: корпус из алюминия с твердосплавной вставкой-сердечником, выступающей над поверхностью шины на 1,2 мм. Кстати, фирма Nokian Tyres выпускает уже шипованные шины следующего поколения — Hakkapeliitta 1 (см. АР Ь 3, 1996), но объем их продаж в России еще мал. NordFrost II — это новейшая модель из Швеции, которая имеет ряд конструктивных особенностей. Во-первых, схема ошиповки отличается от традиционной. Дело в том, что шипы расположены не только по краям протектора, но и ближе к центру шины. Все шипы расположены с некоторым смещением в поперечной плоскости. Во-вторых, сама конструкция шипа необычна. Твердосплавная вставка помещена не в алюминиевый, а в пластиковый корпус. Конечно же, такая конструкция легче, но насколько она прочна? Это мы и попробуем выяснить. Отечественные шины И-508 выпускаются как в шипованном, так и в нешипованном вариантах. Агрессивный рисунок протектора увенчан по краям ровными рядами шипов — они, как и на шинах Nokian, расположены лишь на крайних дорожках. Отличительной особенностью И-508 является количество шипов: 128 на одну покрышку. А вот импортные шины имеют лишь 90 шипов. Дело в том, что в скандинавских странах максимальное число шипов в колесах ограничено: 90 — для 13-дюймовых шин, 110 — для 14- и 15-дюймовых и 150 — для 16-дюймовых. В России же таких ограничений нет.
ПО АСФАЛЬТУ — НА ШИПАХ
Наиболее достоверную картину о "ходимости" шин можно получить в ходе ресурсных испытаний. Шипованные покрышки не являются исключением. Но корректное проведение таких испытаний, да еще с участием нескольких конкурентов, — дело хлопотное, долгое и дорогое. Потому чаще проводят ускоренные лабораторные или дорожные испытания. Вот и мы пошли этим путем. На редакционный ВАЗ-21099 устанавливаются по очереди все подопытные шины, причем только на переднюю ось. Один и тот же водитель проезжает с каждой парой шин (задние колеса не меняются) десять кругов по специальной трассе. Одинаковыми остаются не только время прохождения круга, но и траектория движения, манера управления автомобилем. Покрытие — сухой асфальтобетон. Еще раз пересчитав шипы на каждой шине и проверив давление воздуха (2,0 Бар — примерно две атмосферы) в колесах, устанавливаем первую пару на автомобиль. Это NordFrost II. Взревел двигатель, брошено сцепление, и с пробуксовкой (такой варварский старт — тоже элемент испытания) ВАЗ-21099 уходит на трассу. Первый круг, второй, третий... десятый. Финиш! Подбегаем к передним колесам, ожидая увидеть "лысые" покрышки. Странно... на первый взгляд все шипы на месте. Снимаем колеса и после тщательных подсчетов убеждаемся, что количество потерь — ноль. Что это? Мы попали сразу на победителя или наш тест не слишком жесткий? На очереди — Nokian. Те же десять кругов. Но результат уже не тот. Часть шипов (см. таблицу) осталась на дороге. В основном были вырваны самые крайние шипы — ведь им тяжелее всего пришлось в поворотах.
Третий участник — шины И-508 — спутал карты. Как и шины Gislaved, представитель нашей шинной промышленности не потерял ни одного шипа! Что делать? Получается, что победитель пока не определен. Пришлось устроить еще одно упражнение — движение по кругу малого радиуса (примерно семь метров) с максимально возможной скоростью. Шесть кругов в одну сторону и шесть — в другую. И так — на каждых шинах. В результате шины Nokian потеряли еще часть шипов. "Посыпались" и шины НИИШП. А вот Gislaved... Хотите верьте, хотите нет, но изрядно потрепанные и обтесанные шины не потеряли ни одного шипа, ни одной твердосплавной вставки.
Вот что очень важно. Судить по результатам этого небольшого эксперимента о качестве шины в целом ни в коем случае нельзя. Для этого необходимо провести еще целый ряд специальных испытаний с использованием измерительной аппаратуры. Кроме того, комплексная оценка зимних шин должна производиться на разных покрытиях — на снегу, на льду, а не только на асфальте.
После всех дорожных "терзаний" шины Nokian потеряли почти треть шипов, а Gislaved сохранили весь комплект
И все же кое о чем сказать можно. Более прочное крепление шипов в протекторе определяет больший срок службы шин именно в качестве шипованных, а не полушипованных или четвертьшипованных. Ведь даже зимой в крупных городах автомобили все же ездят больше по асфальту, выезжая на лед лишь во дворах или подъездах к магазинам, гаражам, стоянкам. И потому вопрос о ходимости шипов далеко не праздный. И еще. Наши результаты справедливы лишь для тех конкретных моделей шин, которые здесь названы. Другой рисунок протектора, другой состав резины — и показатели надежности крепления шипов будут совсем иными. Напоследок о ценах. Дороже всех в нашей тройке оказались шины Gislaved (630 тыс. руб. за покрышку). Nokian Hakkapeliitta 10 продается за 470 тысяч. А самыми доступными оказались отечественные И-508 — их цена 380 тыс. руб
О. РАСТЕГАЕВ
Справка АР.
P.S. В то время, когда эта статья увидит свет, эксперты Авторевю будут за Полярным кругом испытывать шипованные шины в реальных зимних условиях. Будут там и шины Nokian, и шины Gislaved, и... О результатах этой работы вы прочтете в одном из ближайших выпусков номеров Авторевю.
Шины | Первоначальное количество шипов в шинах, шт. | Потери шипов | ||||
На специальной трассе, шт. | На кругу малого радиуса, шт. | Общие, шт. | Общие в % от первоначального количества | |||
Gislaved NordFrost II | 1 | 90 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 90 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Nokian Hakkapeliitta | 1 | 90 | 5 | 18 | 23 | 26 |
2 | 90 | 8 | 20 | 28 | 31 | |
НИИШП И-508 | 1 | 90 | 0 | 17 | 17 | 13 |
2 | 90 | 0 | 8 | 8 | 6 |
Автор: Авторевю
Теги: Авторевю, тест шин, тест зимних шин, Gislaved Nord*Frost II, Nokian Hakkapeliitta, НИИШП И-508