+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
На сей раз, учитывая резкое оживление продаж импортных автомобилей и импортных шин, мы решили проводить испытания, используя в качестве "агрегатоносителя" не отечественные автомобили, а Volvo 850. К тому же размерность шин 185/65 R15 становится все более массовой — такими шинами комплектуются все больше иностранных автомобилей среднего класса, да и для новой Волги они подойдут. Испытания проводились в Заполярье, в Финляндии, на специальном зимнем полигоне. Финские испытатели уже не первый год знают экспертов Авторевю, не раз проводили совместные работы, и потому с профессиональной точки зрения здесь полное доверие и взаимопонимание. Это очень важно! Ведь провести в сжатые сроки столь объемные испытания (16 шин!) может только команда, где каждый игрок уверен в коллеге, как в самом себе. Вместе с Авторевю в этой работе приняли участие ведущие скандинавские автомобильные издания — из Финляндии, Швеции и Норвегии. По климатическим условиям эти страны близки к "снежным" районам России, так что результаты теста в равной степени корректны для каждой из четырех стран. С другой стороны, такое объединение усилий сделало испытания более эффективными, в том числе и с коммерческой точки зрения.
Самая главная проблема заключалась в выборе шин. И хотя ассортимент на нашем рынке все больше приближается к таковому в Скандинавии, но разница есть, и не в последнюю очередь она определяется ценовой политикой фирм-производителей. Мы пошли таким путем. Прежде всего, выбрали зимние шины, выпущенные под марками десяти ведущих мировых производителей. Абсолютным лидером сегодня является компания Bridgestone (годовой доход $13,0 млн). Немного отстает Michelin ($12,3 млн). На третьем месте — Goodyear ($10,1 млн). Четвертую позицию занимает немецкий концерн Continental ($4,9 млн), в состав которого входят скандинавские производители шин: шведский Gislaved и норвежский Viking. Кроме того, Continental владеет еще несколькими европейскими фирмами, в числе которых Uniroyal — весьма известная марка как в Европе, так и в России. Пятое место занимает японская компания Sumitomo, в состав которой входит известная фирма Dunlop ($4,1 млн). На следующей ступеньке — Pirelli ($3,0 млн). Друг за другом расположились японские Yokohama ($2,9 млн) и Toyo ($1,5 млн). На девятом месте американская фирма Cooper ($1,2 млн). Замыкают десятку корейские Kumho и Hankook с примерно одинаковым годовым доходом $1,1 млн. Кроме того, в тесте приняли участие фирмы Nokian Tyres (Финляндия) и Vredestein (Голландия). Участие шин Nokian более чем закономерно — ведь фирма знаменита, в первую очередь, благодаря своим зимним покрышкам. А вот шины Vredestein известны не так широко, но благодаря им мы смогли оценить уровень "знаменитостей" на фоне ординарных зимних шин Vredestein Snowtrack. Разумеется, что для теста были отобраны самые "свежие" модели. Хотя некоторые фирмы за неимением таковых выставили уже проверенные и хорошо себя зарекомендовавшие шины.
Набор дорог здесь на любой вкус: снежный трек, ледяной трек, ледяной круг, кольцевые трассы для оценки управляемости с ледяным и снежным покрытиями и даже специальный участок для оценки слашплэнинга — зимнего варианта аквапланирования. Все это хозяйство поддерживается в идеальном состоянии на протяжении всей зимы. Сначала шины прошли обязательную обкатку, причем нешипованные — 300 километров, а шипованные — 1000. Почему такая разница? Дело в том, что сразу после установки на шины шипы еще не занимают оптимального положения. И если рвануть с места в карьер и заставить их работать на пределе возможностей, то шины могут очень быстро растерять шипы. Поэтому вначале шипованные покрышки проезжают 1000 километров в щадящем режиме, а уж потом показывают все, на что способны. После обкатки начинается основная программа. На первом этапе эксперты выявляют из общей массы лучшие и худшие шины, разделяя их на две группы.
А на втором, уже внутри этих групп, определяют отличия в характеристиках, ищут малейшие нюансы в поведении автомобиля и расставляют окончательные оценки. Заглянем в боксы возле дорог полигона. Всюду аккуратные стопки колес, в углу — шиномонтажный и балансировочный стенды. Механики беззаботно болтают. Но вот перед воротами остановилась машина, и все пришло в движение. Один механик открывает ворота, другой подкатывает очередной комплект шин, третий уже стоит у подъемника с гайковертом в руках. Замена четырех колес заняла не более минуты. Сидевший за рулем эксперт даже не покидал автомобиль. Он лишь приоткрыл окно, чтобы услышать от одного из механиков: "Комплект номер восемь!". Зафиксировал это в своем протоколе и умчался на трассу. Какие именно шины поставили на автомобиль — он не знает. Так что в этом смысле объективность оценок гарантирована. Проехав за его машиной, мы оказываемся на идеально прямом участке дороги шириной 40 метров. Покрытие — укатанный снег. Здесь проводятся замеры разгонной динамики. Остановив автомобиль, водитель увеличивает обороты двигателя до максимальных и бросает педаль сцепления. Volvo, поднимая фонтан снежной крошки, срывается с места, но уже метров через 100 начинает тормозить. Установленный в салоне прибор Test Gyro зафиксировал время разгона в диапазоне скоростей от 5 до 25 км/ч. Чтобы исключить ошибку, замеры с каждым комплектом шин повторяются не менее двенадцати раз. Ну а мы возвращаемся в боксы. На подъезде к технической зоне нас обгоняет еще один зачетный автомобиль, задняя часть которого густо запорошена снегом. Все ясно, — этот испытатель занимается оценкой управляемости на заснеженной кольцевой трассе. На каждом комплекте шин он проносится три-четыре круга с максимально возможной скоростью. Время прохождения круга фиксируется, а кроме того испытатель делает субъективную оценку поведения автомобиля на тех или иных шинах. (Естественно, он, опять же, не знает покрышки "в лицо"К— ему известны лишь их порядковые номера.) В боксе тем временем обслуживается еще один автомобиль, на котором механики почему-то меняют лишь передние колеса. Нет, они не увиливают от работы! Эта машина работает в секторе тормозных испытаний — на голом льду, причем с отключенной антиблокировочной системой. Методика здесь такая. Автомобиль разгоняется до 30 км/ч, и водитель резко ударяет по педали тормоза. Передние колеса блокируются, а задние свободно катятся по льду — тормоза задней оси отключены. Все тот же прибор Test Gyro фиксирует тормозной путь в диапазоне от 25 до 5 км/ч. Будь в торможении задействованы и задние колеса, то автомобиль в половине заездов разворачивало бы на 180о и прибор бы показывал Бог весть что. Ведь принцип его действия основан на гироскопическом эффекте. А теперь понаблюдаем за испытаниями на слашплэнинг. Все происходит на кругу внешним диаметром 100 метров, покрытом ровным слоем снежно-водяной каши (ее еще называют шуга) толщиной четыре сантиметра. Под ней — асфальт. Автомобиль, двигаясь по этому хлюпающему месиву, постепенно увеличивает скорость, пока не появятся первые признаки потерь сцепления с дорогой. Данная скорость фиксируется, а водитель продолжает наращивать темп езды до тех пор, когда управлять автомобилем становится и вовсе невозможно. Это скорость полной потери сцепления шин с дорогой. Такие испытания очень важны, так как зимним шинам в крупных, да и не очень крупных городах часто приходится месить снежную кашу, изрядно сдобренную солью и водой. И не всякая покрышка справляется с этой задачей. Тем временем за окнами начало смеркаться, и к четырем часам дня все работы на полигоне закончились. А на следующий день все начнется снова. И так в течение почти трех недель, пока каждый комплект шин не пройдет все этапы тестирования. У опытного автомобилиста, конечно же, возникнут вопросы. Как можно сравнивать, например, тормозные свойства шин в разные дни? Ведь меняются погодные условия, характеристики дорожного покрытия. Да и сидящий за рулем эксперт — тоже не робот: в понедельник он полон сил и энергии, а к пятнице накопившаяся усталость мешает работать. Замечание справедливое, но мы можем смело утверждать, что итоговые цифры замеров вполне корректны — будь они получены в самом начале цикла испытаний, когда за окном трещал мороз -25 градусов, или в конце, когда столбик термометра поднимался до отметки -7 градусов. Дело в том, что во всех видах испытаний участвовали так называемые базовые шины. Их модель не имеет никакого значения. Однако, "отработав" с двумя комплектами зачетных шин, эксперт делает обязательный цикл замеров на базовых покрышках. Затем при обработке результатов проводится соответствующая корректировка полученных цифр с учетом изменений условий испытаний, "зафиксированных" с помощью базовых шин.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Завершив работы на дорогах полигона, приступаем к обработке полученных данных. Обсчитывая, усредняя, приводя к единым условиям, в конце концов мы получили итоговые цифры, позволившие для каждого вида испытаний расставить приоритеты. А что дальше, ведь многих покупателей интересует абсолютный результат — какая шина лучше всех? Например, Gislaved лучше всех по тормозным свойствам на льду, но при этом на асфальте шумнее остальных шин. Как быть? По какому принципу выводить итоговые оценки? Прежде всего, нужно привести результаты к одному знаменателю. Понятно, что метры тормозного пути нельзя складывать с секундами разгона и баллами субъективных оценок. Поэтому абсолютные результаты по каждому виду испытаний переводятся в баллы: низшая оценка — 4 балла, высшая — 10 баллов. И уже в таком виде результаты заносятся в итоговую таблицу. Но это не все. Баллы не просто складываются, а с учетом значимости, "важности" того или иного показателя при эксплуатации зимних шин. Так, если "вес" тормозного пути на льду — 10% в общей оценке, то "вес" времени разгона на снегу — лишь 5%. Конечно, с такой методикой подсчета можно спорить, но, поверьте, она подкреплена многолетним опытом испытаний зимних шин. Главная мотивировка здесь проста: основное предназначение зимних шин — повышение безопасности движения на скользкой дороге. И если на заснеженном шоссе коэффициент сцепления шин с дорогой хоть и низок, но позволяет справляться с автомобилем, то на льду малейшая ошибка в управлении приводит к потере контроля над машиной. Вот почему "ледяным" показателям уделяется больше внимания. Победителем теста стали шведские шипованные шины Gislaved Nord Frost II. Совсем немного им уступили финские Nokian Hakkapeliitta 1. Эта скандинавская парочка значительно оторвалась от конкурентов, еще раз доказав, что фирмы Gislaved и Nokian большие специалисты по части зимних шин. Среди нешипованных участников лучшими оказались шины Bridgestone Blizzak MZ-01. На втором месте — Michelin Maxi Ice и на третьем —КPirelli Winter Ice. Однако учтите — победитель в классе нешипованных шин имеет самую мягкую резину протектора. И если на льду это позволило покрышкам Bridgestone опередить конкурентов, то на асфальте такие шины будут, по нашему мнению, изнашиваться быстрее. Так что лучше их использовать в той местности, где дороги зимой большей частью покрыты снегом и льдом.
Шипованные шины*: |
Нешипованные шины: |
|
Continental Viking Stop 4000 |
Bridgestone Blizzak MZ-01 |
Pirelli Winter Ice |
Dunlop SP Arctic M3 |
Continental Viking Contact |
Toyo Observe Garit |
Gislaved Nord Frost II |
Cooper Weather Master XGR |
Uniroyal MS Plus 44 |
Goodyear Ultra Grip 400 |
Goodyear Ultra Grip 5 |
Vredestein Snowtrack |
Michelin Ivalo |
Michelin Maxi Ice |
|
Nokian Hakkapeliitta 1 |
Nokian NRW |
|
* Далее во всех таблицах названия шипованных шин подчеркнуты. |
Gislaved Nord Frost II
Несмотря на свой возраст (модель дебютировала на рынке в 1993 году), эти зимние шины остаются лучшими на сегодняшний день. Прекрасные сцепные свойства как на снегу, так и на льду позволяют не только повысить уровень активной безопасности, но и получить истиное удовольствие от управления автомобилем на зимней дороге. Реакции машины на управляющие действия водителя столь точны и однозначны, что порою кажется — шины "думают" быстрее, чем человек. Но, как известно, и на солнце бывают пятна. Такими пятнами для шин Gislaved являются низкие сцепные свойства на снежно-водяной каше и шумность при качении по асфальту (особенно на скорости 80 км/ч).
|
Nokian Hakkapeliitta 1
Hakkapeliitta 1 — одна из самых новых моделей на рынке. Шины имеют ряд преимуществ по сравнению с предыдущей моделью — Hakkapeliitta 10. Во многом это заслуга облегченных шипов с новой системой посадки в тело протектора. Результат — меньший износ как самих шипов, так и дорожного покрытия, а также снижение уровня шума. Прекрасные сцепные свойства на льду — особенно при разгоне и торможении. Чуть хуже — на снегу. При движении в повороте автомобиль на шинах Nokian требует от водителя большего внимания, чем на шинах Gislaved. Особенно это заметно, когда автомобиль проходит виражи на пределе — в скольжении всеми четырьмя колесами. Двигаясь по шоссе, автомобиль не так четко "держит прямую", как того хотелось бы: шины Nokian вынуждают водителя слегка подруливать. Особую благодарность шины заслужили за прекрасные слашплэнинговые свойства — запустить их вплавь очень сложно. По уровню шума Nokian — твердый середнячок в своей подгруппе шипованных шин.
|
Goodyear Ultra Grip 400
Шины Goodyear продемонстрировали хорошие показатели во всех видах испытаний. Они "звезд с неба не хватают", но зато нет и явных провалов. Приличные сцепные свойства, особенно на льду, — отличительная особенность шин Ultra Grip 400. Правда, слаженной "совместной работы" шины и шипов в ряде случаев не получается. Так, при испытаниях на управляемость было отмечено, что шины довольно резко срываются в скольжение и совладать с автомобилем в такой ситуации сложно. Зато на шоссе Goodyear — явный лидер среди шипованных шин. Отклонений от заданного направления движения — минимум. Да и "поют" они не громко.
|
Michelin Ivalo
Французские шинники создали совершенно непохожую на своих предшественниц модель. А название лишний раз напоминает, что ее доводка проходила не где-нибудь, а в Лапландии. К сожалению, в наших испытаниях эта модель не смогла заслужить высших оценок. Причина нам видится в шипах — не всегда они работали с полной отдачей. Результат — ранний срыв шин в скольжение на льду при любом неаккуратном нажатии на педаль газа или повороте руля. Недостаточная поворачиваемость, которой и без того страдает Volvo 850, на шинах Ivalo приобрела угрожающий характер. Скольжение передней оси — основная причина, мешающая ехать быстрее в повороте. Вызвать занос — невыполнимая задача как на льду, так и на снегу. Но не будем сгущать краски. Ведь в продольном направлении сцепные свойства довольно высоки, а значит, и разгоняться, и останавливаться Miсhelin умеет. Да и в комфорте этим шинам не откажешь — уровень шума едва ли вызовет раздражение у водителей. Честно говоря, мы ожидали от шин Michelin Ivalo чего-то большего. Но, как подсказывает опыт, новая модель первые год-два постоянно совершенствуется с учетом претензий, выявленных при эксплуатации. Что ж, подождем и мы...
|
Continental Viking Stop 4000
Фирма Viking, как и Gislaved, входит в состав концерна Continental. Но, как выяснилось, шины Viking явно уступают по своим характеристикам тем же Gislaved Nord Frost II. Достаточные, но не выдающиеся сцепные свойства на льду и на снегу. Так же можно охарактеризовать управляемость. А вот при выезде на зимнее шоссе шины Viking начинают капризничать. Постоянные рыскания автомобиля, порождаемые неровностями дороги, требуют от водителя изрядного напряжения — отпустить руль нельзя ни на секунду! Да и насладиться тишиной эти шины не позволят — вой от их качения по асфальту перекрывает и рокот двигателя и свист ветра. Наш вердикт — шинам Viking Stop 4000 нужна модернизация.
|
Dunlop SP Arctic M3
Dunlop — самые плохие шипованные шины в нашем тесте. Характеризуются резкими срывами в скольжение на льду как при торможении, так и при разгоне. В экстремальной ситуации спасают шипы, которые позволяют избежать полной потери контроля над автомобилем. Поведение на снегу оставляет желать лучшего. Особенно шины SP Arctic M3 противопоказаны автомобилям с антиблокировочными системами тормозов. Управляемость на снегу крайне неоднозначна — то автомобиль безнадежно скользит передней осью, то проваливается в глубокий занос. Зато на шоссе никаких курсовых отклонений отмечено не было. Но получить от этого удовольствие мешает крайне высокая шумность.
|
Bridgestone Blizzak MZ-01
Bridgestone — лучшие нешипованные шины в нашем тесте. По своим характеристикам они близки к шипованным шинам среднего класса. Сцепные свойства на льду — просто великолепны для "чисто резиновых" шин. Водитель даже в скольжении может управлять автомобилем. Но расслабляться не стоит. Если превысить определенный предел, то придется откапывать автомобиль из придорожного сугроба. На шоссе Blizzak — абсолютный лидер среди всех шестнадцати участников. Высокая стабильность движения по прямой, минимум реакций на дорожные неровности, низкий уровень вибраций. Таким характеристикам позавидуют многие летние шины. Уловить шум от качения шин Bridgestonе практически невозможно. Лишь на скорости ниже 60 км/ч можно услышать легкий шелест — не более того.
|
Michelin Maxi Ice
Maxi Ice — шины с очень оригинальным рисунком протектора. Множество мелких прорезей-ламелей и отсутствие крупных поперечных канавок позволило достичь неплохих сцепных свойств на льду и на снегу. Но главное преимущество шин Michelin — в стабильности поведения машины. Шина не преподносит водителю неожиданные сюрпризы. Все предсказуемо и контролируемо. Однако скольжения передней оси автомобиля — отличительный признак езды на этих покрышках. На шоссе Maxi Ice лишь чуть-чуть проигрывает в уровне комфорта шинам Bridgestone, ставшим в этом виде испытаний эталонными.
|
Pirelli Winter Ice
Pirelli Winter Ice преподнесли самый большой сюрприз в ходе испытаний. Дело в том, что раньше зимние шины этой фирмы не показывали хороших результатов в сравнительных тестах. На этот раз Pirelli — в тройке сильнейших нешипованных шин. Основное достоинство — предсказуемость и простота управления. Водитель очень четко чувствует грань начала скольжения и, как следствие, допускает меньше ошибок в управлении автомобилем. Похоже, инженеры фирмы Pirelli, разрабатывая эту модель, уделили особое внимание именно характеристикам управляемости. К сожалению, на шоссе Pirelli становится очень "вспыльчивой", остро реагируя на любые неровности или неоднородности дорожного покрытия. Водитель вынужден постоянно корректировать рулем отклонения автомобиля от прямолинейного движения.
|
Continental Viking Contact
В прошлом Viking были одними из лучших зимних шин. Но сейчас прогресса этой марки не видно, хотя конкуренты постоянно совершенствуются. На льду справиться с автомобилем, обутым в шины Viking, довольно сложно. Поначалу все вроде бы хорошо, но с ростом скорости шины в какой-то момент неожиданно начинают скользить. И тут уж думать некогда — необходимы профессиональные приемы управления автомобилем. В общем, эти шины для опытных водителей, которые не прочь время от времени проверить свои навыки. На снегу характеристики шин немного лучше, но все же далеки от идеала. Равно как и при движении по шоссе. Если в ближайшее время шины Viking не будут доработаны, то мы, скорее всего, станем свидетелями умирания этой марки.
|
Uniroyal MS Plus 44
Uniroyal — фирма, которая также принадлежит концерну Continental. Похвально, что Continental, становясь владельцем новой компании, позволяет ей выпускать шины с прежним названием. Возможно, в будущем "естественный отбор" оставит лишь две-три марки, работающие под "крышей" немецкого концерна. Тогда, скорее всего, с зимними шинами Uniroyal будет покончено. Об этом говорят и результаты наших испытаний. Заурядные сцепные свойства на льду, проблемы с управляемостью, требующие от водителя дополнительного напряжения, — характерные особенности шин MS Plus 44. На снегу их поведение чуть лучше. Единственным, но очень ярким "лучом света" этих шин стал уровень шума. По этому показателю Uniroyal смело можно ставить на высшую ступень пьедестала рядом с шинами Bridgestone.
|
Cooper Weather Master XGR
Cooper — единственный представитель Нового Света в нашей компании. Как оказалось, с европейскими зимними шинами ему состязаться тяжеловато. Умеренные сцепные свойства на льду. Начало скольжения не является для водителя неожиданностью — шина теряет сцепление с дорогой очень плавно. Но управлять автомобилем в скольжении Cooper уже не помогает. Чтобы начать движение по льду водитель должен очень аккуратно работать педалями газа и сцепления. Поведение шин на снегу так же оставляет желать лучшего. На шоссе Cooper очень болезненно реагирует на дорожные неровности, передавая вибрации на кузов автомобиля. Водитель обречен на постоянные подруливания, цель которых — сохранить прямолинейное движение. Уровень шума — средний.
|
Nokian NRW
Скромные показатели шин Nokian NRW можно оправдать лишь тем, что основное внимание фирма уделяет шипованным моделям. Очень неуверенно чувствуют себя шины на льду. Так, за разгонную динамику они получили низшую оценку — 4 балла! Тормозные свойства ненамного лучше. И лишь управляемость хоть как-то их реабилитирует. Правда, в скольжении совладать с автомобилем на шинах Nokian тяжеловато. На снегу ситуация получше: и газу можно прибавить, и поворот пройти красиво. Реакции на управление довольно четкие и быстрые. А вот в отсутствии комфорта шину упрекнуть нельзя: и дорожные неровности "проглатывает", и прямую держит, да и не шумит почти, разве что при 100 км/ч слегка "пошелестит" по асфальту, а так — ни-ни.
|
Goodyear Ultra Grip 5
Goodyear, как третий производитель шин в мире, мог бы показать и более высокий результат, нежели второе место с конца. Но анализируя ситуацию, позволим себе предположить, что эта модель предназначена, прежде всего, для центральной Европы, где зима не столь сурова, как в России или на севере Финляндии. Об этом свидетельствует и повышенная твердость резины — износостойкость шин Goodyear наверняка выше, чем у других участников теста. Ну а что касается чисто зимних характеристик, то тут похвастать нечем. И на снегу, и на льду сцепные свойства низкие, равно как и показатели управляемости. Правда, на снежно-водяной каше шины чувствуют себя увереннее многих конкурентов. Это еще раз подтверждает ориентацию Ultra Grip 5 на "мягкую" зиму.
|
Vredestein Snowtrack
Vredestein — самая маленькая независимая шинная фирма Голландии. Компания добилась неплохих результатов в разработке и изготовлении летних покрышек. Но этого еще недостаточно для производства хороших зимних шин. В чем мы и убедились на примере модели Snowtrack. Автомобиль на голландских шинах практически неуправляем на зимней дороге — будь под колесами лед или снег, неважно. На педаль газа необходимо нажимать очень аккуратно, иначе ведущие колеса срываются в пробуксовку мгновенно. При движении по льду шины никак не предупреждают водителя об опасности — срыв в скольжение происходит неожиданно. Да и вернуть автомобиль на заданную траекторию после этого — большая проблема. Откровением стали очень приличные сцепные свойства шин Vredestein на снежно-водяной каше. Лучшие характеристики в этом виде соревнований продемонстрировали лишь шипованные Nokian Hakkapeliitta 1. Но даже это не смогло приподнять шины Vredestein выше последнего места. Думаем, что шинам Vredestein Snowtrack место не на зимней дороге, а в историческом музее под вывеской "Зимние шины прошлых лет".
|
Toyo Observe Garit
Нам пришлось закрыть глаза на отличающийся от других участников теста размер. Но уж очень хотелось сравнить японцев с европейцами. Шины Toyo продемонстрировали неплохие сцепные свойства на льду, но срыв в скольжение происходит довольно резко. Так что водителю расслабляться не стоит. На снежном покрытии реакции автомобиля на управляющие действия рулем и газом спокойные. Скольжения, как и на льду, начинаются неожиданно, и для сохранения контроля над ситуацией требуются быстрые и четкие действия. На мокром снегу, перемешанном с водой, шины Toyo бессильны что-либо сделать — всплывают раньше других участников теста. При движении по шоссе они ничем не выделяются из списка испытываемых шин — ни в лучшую, ни в худшую сторону.
|
Ну а тем, кто не согласен с нашими выводами, мы оставляем право самим выбрать зимние шины по тем параметрам, которые они считают наиболее важными. Все результаты испытаний мы приводим без купюр.
О. РАСТЕГАЕВ |
Автор: Авторевю
Теги: Авторевю, тест шин, тест зимних шин, Michelin Ivalo, Continental Viking Stop 4000, Bridgestone Blizzak MZ-01, Pirelli Winter Ice, Dunlop SP Arctic M3, Continental Viking Contact, Toyo Observe Garit, Gislaved Nord Frost II, Cooper Weather Master XGR, Uniroyal MS Plus 44, Goodyear Ultra Grip 400, Goodyear Ultra Grip 5, Vredestein Snowtrack, Nokian Hakkapeliitta 1, Nokian NRW, Michelin Maxi Ice