+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Год назад, в преддверии зимнего сезона, мы опубликовали результаты испытаний шестнадцати моделей шин (см. АР № 21, 1997). На этот раз компания скромнее — двенадцать участников. Зато каких! Как повелось, половина шин в нашем списке — с шипами противоскольжения, а половина — без них. Вот шипованные шины: Gislaved Nord Frost II, Nokian Hakkapeliitta 1, Continental Viking Stop 4000, Goodyear Ultra Grip 400, Michelin Ivalo, Pirelli Winter 160 Direzionale-S. Наблюдательный читатель заметит, что пять образцов из шести уже проходили тесты Авторевю. Зачем же повторять пройденное? Дело в том, что производители постоянно работают над улучшением потребительских качеств шин. Даже если та или иная модель не меняет названия, это еще не значит, что шины остаются теми же, как год или два назад. Изменения могут касаться внутренней конструкции, состава резины и других материалов, типа шипов, способа их установки... А это, конечно, отражается на результатах испытаний, подтверждение чему можно найти и в данной статье. В группе нешипованных шин новичков гораздо больше. Из прошлогодних участников — лишь две модели, Michelin Maxi-Ice и Pirelli Winter Ice, а среди дебютантов — Nokian Hakkapeliitta Q, Continental Conti Viking Contact II и шины Bridgestone Blizzak MZ-02, пришедшие на смену победителю нашего прошлогоднего теста — Bridgestone Blizzak MZ-01. А еще в список участников, скорее на правах знакомства, были включены японские шины новой для нас марки — Falken Espia-02. |
Gislaved Nord Frost II
Шипованные шины Gislaved вновь оказались лучшими в своем классе. Видимо, руководствуясь принципом "от добра добра не ищут", шведские шинники не спешат менять модель Nord Frost II на Nord Frost III или какую-либо другую. Автомобиль прекрасно ведет себя на любом скользком покрытии. При движении в повороте водитель четко контролирует траекторию, и шины заранее "предупреждают" его о начале скольжений. Никаких сюрпризов. Все просто и понятно. На снегу — те же зависимости. Плюс "подарок" активным водителям: способность проходить извилистую трассу с контролируемыми заносами. Именно контролируемыми, а не внезапными и растянутыми. Но победитель не безгрешен: шины Gislaved проявили низкую устойчивость к слашплэнингу. Потеря контакта с дорогой происходит при скорости чуть ли не на 10 км/ч меньшей, чем у победивших в этой номинации шин Nokian. Причем "всплывают" Gislaved быстро и без предупреждения. Другим недостатком шведских шин был и остается издаваемый ими шум. Особенно хорошо он прослушивается на низких скоростях движения.
|
Nokian Hakkapeliitta 1
Безусловно, шины Nokian Hakkapeliitta 1 входят в элиту зимних шин. Шины Nokian хороши во всех тестах, проводимых на льду. Автомобиль прекрасно управляется на грани скольжений, шины "предупреждают" водителя о потере сцепных свойств заранее. И лишь в скольжении иногда возникают проблемы: автомобиль имеет высокую чувствительность к управляющим действиям водителя, а последний не всегда готов к этому. Скорее всего, однозначности поведения можно было бы добиться большим вылетом шипов. Но только на новых шинах. По мере их износа возникли бы проблемы другого характера — резкие срывы в скольжение. На снегу и сцепные свойства, и показатели управляемости неплохо сбалансированы. Автомобиль иногда глубже, чем хотелось бы, проваливается в занос, но восстановить контроль над машиной большого труда не составляет. Финские шины лучше всех противостоят слашплэнингу. По этому показателю им нет равных как среди шипованных, так и среди нешипованных шин. Стабильность при движении по зимней дороге оставляет желать лучшего. Водителю приходится время от времени корректировать траекторию легкими подруливаниями. Nokian — самые тихие шипованные шины.
|
Continental Viking Stop 4000
Шины Viking популярны прежде всего в странах Скандинавии. После того, как норвежская фирма стала собственностью немецкого концерна Continental, над торговой маркой Viking нависла угроза полного исчезновения. Сейчас шины Viking вряд ли можно назвать норвежскими. На их боковинах стоит клеймо "Continental", а выпускаются они на заводе Gislaved в Швеции. Шины Viking заняли в нашем тесте третье место. На льду они удобны, надежны, а реакции машины предсказуемы. На снегу прекрасные сцепные свойства не только вселяют уверенность в водителя, но и подстрекают к активной, быстрой езде. Автомобиль отлично управляется, и все эксперты единогласно признали шины Continental Viking Stop 4000 самыми "спортивными". На заснеженной трассе водители не только показывали лучшее время, но и получали массу удовольствия. К сожалению, на обычной дороге в штатных режимах движения преимущества этих шин "растворяются" в шуме, который они издают при качении практически на любой скорости. Еще один недостаток — заметные отклонения от прямой из-за неровностей дороги и неоднородности покрытия.
|
Nokian Hakkapeliitta Q
Дебют новых нешипованных шин Nokian удался. Первый же сравнительный тест — и они победители в своем классе. Да что там в классе — им удалось по очкам "обскакать" половину шипованных шин! Автомобиль на шинах Nokian прекрасно справляется со всеми задачами, которые ему ставит водитель на скользкой дороге. Но лучше всего финские шины показали себя на укатанном снегу. Это — их стихия. "Снежные" оценки — только высшие! Мягкие, однозначные реакции автомобиля позволяют одинаково просто ехать и на грани скольжений, и с их использованием. Создается впечатление, что потери контроля можно добиться лишь преднамеренной ошибкой в управлении. Устойчивость прямолинейного движения на шинах Nokian могла бы быть и выше. Автомобиль реагирует на неровности и требует небольших подруливаний. Зато звуковое сопровождение почти неразличимо на фоне прочих шумов.
|
Goodyear Ultra Grip 400
Характеристики шин Ultra Grip 400 хорошо сбалансированы — на счету этих шин нет ни одной высшей оценки 10 баллов, но зато почти все оценки — 8 и 9. На льду шины Goodyear демонстрируют неплохие сцепные свойства и вовремя предупреждают водителя о начале скольжений. Но если не внять этому предупреждению, то придется столкнуться с растянутыми и плохо контролируемыми заносами. На снегу — похожий характер поведения. Разница лишь в том, что срывы в занос и восстановления происходят резко и неожиданно. Езда со скольжениями не только не доставляет удовольствия, но и выматывает водителя. Зато на снежно-водяной каше шины Goodyear ведут себя молодцом. В этом виде испытаний они уступили лишь финским конкурентам. Подкупает также уровень комфорта. При движении по дорогам общего пользования напрягаться не приходится: автомобиль уверенно держит прямую, необходимости в подруливаниях нет. Шум, конечно, присутствует, но не досаждает водителю и пассажирам. Шины Goodyear лучше всего подойдут спокойным водителям, а не тем, кто склонен к агрессивной манере езды на зимней дороге.
|
Michelin Ivalo
Шины Michelin Ivalo второй раз принимают участие в наших тестах и второй раз не могут выбиться в лидеры. Не помогло даже название Ivalo, принадлежащее финскому заполярному городку, вблизи которого и проходили наши испытания. Возможно, шины с такими характеристиками еще года четыре назад были бы лидерами, но сейчас им приходится довольствоваться лишь пятым местом. На льду автомобиль на шинах Michelin поначалу воспринимается как надежный, с мягкими реакциями и явной недостаточной поворачиваемостью. Но в какой-то момент задняя ось совершенно неожиданно проваливается в глубокое скольжение. Ощущение такое, что вас кто-то ударил по задней части кузова. Правда, к продольным сцепным свойствам на льду претензий нет. Автомобиль прекрасно тормозит и хорошо разгоняется. На снегу коварные сюрпризы управляемости отсутствуют. В то же время, сцепные свойства могли бы быть и лучше. На дорогах общего пользования шины Michelin демонстрируют средние характеристики. Неровности уводят автомобиль с "пути истинного", а шум от качения довольно хорошо прослушивается на высоких скоростях.
|
Continental Conti Viking Contact II
Шины Continental на 10 мм шире своих конкурентов. Дело в том, что это совсем новая модель, и нам удалось раздобыть лишь шины размерности 195/65 R15. Скорее всего, больший размер оказал незначительное влияние на основные показатели. В целом шины Conti Contact выглядят очень достойно. Неплохие сцепные свойства на льду, возможность управлять автомобилем как на грани, так и за гранью скольжений. Правда, ошибок в рулении шины не прощают. На снегу хорошие сцепные свойства подкреплены однозначностью поведения. Начало скольжений предсказуемо, а для выхода из них не требуется очень напряженной работы рулем и газом. А вот торможение с использованием АБС придется начинать раньше, чем на других шинах. Зато на мокром снегу, перемешанном с солью, Conti Contact выглядят достойно. В дальней дороге шины Continental — хорошие попутчики. И тихие, и к дорожным неровностям почти "равнодушны".
|
Michelin Maxi-Ice
Michelin Maxi-Ice — шины с оригинальной структурой протектора. Многочисленные ламели (прорези) обеспечивают огромное количество острых кромок в пятне контакта шины с дорогой. Сцепные свойства шин Michelin на льду и на снегу несколько ниже, чем у лидеров испытаний. Но в качестве компенсации Maxi-Ice предлагают хорошую управляемость. Мягкие, однозначные реакции на управление в любых ситуациях. Даже на предельных скоростях можно спокойно управлять скольжениями, не боясь сюрпризов. Автомобилю присуща легкая недостаточная поворачиваемость, что способствует безопасности при езде. На снегу шины Michelin не так однозначны. Иногда на предельной скорости реакции автомобиля отличаются от тех, на которые рассчитывает водитель. На снежно-водяной каше шины Michelin очень цепко держатся за твердую поверхность. Да и на шоссе проблем почти нет: неровности дороги лишь изредка требуют легких подруливаний. А мягкое шуршание шин практически полностью тонет в других звуках, сопровождающих движение.
|
Bridgestone Blizzak MZ-02
От новой модели Blizzak MZ-02 эксперты ждали многого. И, увы, напрасно. Трудно судить, насколько лучше (а может, хуже?) новая модель, чем старая MZ-01. Ясно одно: теперь шины Bridgestone занимают не первое, а лишь четвертое место среди нешипованных конкурентов. Потребительские свойства этих шин оказались несбалансированными. Хорошие сцепные качества на льду соседствуют с неоднозначной управляемостью. Водителю приходится бороться с резкими, неожиданными скольжениями. Столь же резко происходит восстановление сцепных свойств. Судя по замерам тормозной и разгонной динамики, сцепные свойства в продольном направлении на снегу не так уж плохи. Но при движении в поворотах все пропадает. Зато на дорогах общего пользования шины Blizzak MZ-02 вне конкуренции — и по устойчивости, и по тишине качения. Что же произошло с японскими шинами? Наша версия такова: модель MZ-01 демонстрировала великолепные характеристики на льду и снегу, но быстро изнашивалась на твердом покрытии. Причиной и того, и другого была мягкая резина протектора (всего 40 единиц по Шору). Модель MZ-02 сделали тверже, попутно изменив и рисунок протектора. Проиграли в "зимних" свойствах, но, возможно, выиграли в износостойкости?
|
Pirelli Winter 160 Direzionale-S
Шины Pirelli в нашем тесте проявили себя плохо: последнее место. Для экспертов осталось загадкой, какую цель преследовали итальянские инженеры при создании этой модели. Приемлемыми могут считаться лишь сцепные свойства на льду. Но управляемость... Автомобиль, обутый в Pirelli, становится "агрессивным", но чрезвычайно сложным в управлении. Ему свойственны резкие, неожиданные срывы в скольжение и такое же "ударное" восстановление сцепных свойств. На снегу реакции автомобиля спокойнее, но недостаток сцепных свойств не дает разогнаться. И затормозить. В повороте же передние ведущие колеса очень рано срываются в скольжение при неаккуратном нажатии на педаль газа или резком повороте руля. На дорогах общего пользования тоже все неважно. Шины издают много шума, а автомобиль весьма неустойчив при движении по прямой. Шины Pirelli Winter 160 Direzionale-S нуждаются в серьезной доработке. В противном случае конкуренты не оставят им никаких шансов.
|
Pirelli Winter Ice
Как это ни прискорбно, но продукция именитой итальянской фирмы и в классе нешипованных шин оказалась на последнем месте. Год назад та же модель Winter Ice выглядела не так плохо. Это еще раз наглядно демонстрирует прогресс в шинной промышленности. Проходит год-два — и модель морально устаревает. Как это ни странно, но шины Pirelli оказались худшими буквально во всем. Сцепные свойства на льду безобразны. Езда по льду сродни хождению по лезвию ножа: чуть "оступился" — и ты уже в придорожном сугробе. А если эти шины не держат на льду, то зачем они вообще нужны? На снегу единственная приличная оценка получена за тормозные свойства с использованием антиблокировочной системы. В остальном — та же "песня", что и на льду. Водитель ни на секунду не может расслабиться, если он, конечно, не передвигается со скоростью пешехода. На дорогах общего пользования автомобиль постоянно шарахается из стороны в сторону. Опять-таки, расслабляться не приходится. Нам остается лишь выразить сочувствие фирме-производителю. Впрочем, основной продукцией Pirelli были и остаются прекрасные летние шины, в том числе для престижных и спортивных автомобилей. Видимо, разработке зимних шин итальянские инженеры не уделяют должного внимания...
|
Falken Espia-02
Японские шины Falken впервые участвуют в сравнительных испытаниях. И лишь провальные характеристики шин Pirelli избавили дебютантов от последнего места. Описывая характеристики этих шин на льду, приходится выбирать между словами "никуда не годные" и "смешные". Автомобиль срывается в скольжение совершенно неожиданно. И угадать, какая ось "поскользнется" первой, практически невозможно. А значит, нельзя подобрать правильный алгоритм управления. Такие характеристики типичны для большинства шин с низкими сцепными свойствами. На снегу ситуация не намного лучше. Автомобиль поначалу адекватно реагирует на управляющие действия. Но первый же срыв в скольжение происходит очень неожиданно. На зимней дороге с прокатанными колеями автомобиль на шинах Falken требует легких подруливаний. А шум от качения представляет собой высокочастотный свист, не очень громкий, но хорошо прослушиваемый на всех скоростях движения. Скорее всего, это был первый и последний раз, когда шины Falken принимали участие в наших испытаниях.
|
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ Как и в прошлый раз, местом теста стал заполярный испытательный центр Test World близ финского городка Ивало. Шесть месяцев в году здесь держится устойчивый снежный покров, трассы проложены по льду замерзших озер и вокруг них, есть теплые боксы с полным набором шиномонтажного оборудования. Идеальные условия. В тестах принимали участие финские испытатели и механики, с которыми эксперты Авторевю провели уже немало совместных работ. В качестве "агрегатоносителей" для испытаний шин были выбраны автомобили Volvo S70. Напомним вкратце методику испытаний. Все замеры разгонной и тормозной динамики выполняются с каждым комплектом шин 10—15 раз, чтобы избежать случайных ошибок. Кроме того, в испытаниях участвует комплект так называемых базовых шин. Периодически повторяя циклы замеров на этих шинах, испытатели корректируют результаты "зачетных" участников в соответствии с изменениями внешних условий: температуры воздуха, влажности, состояния покрытия. Испытания, результатами которых становятся субъективные оценки экспертов, проводятся "вслепую". Сидящий за рулем водитель не знает, какие именно шины установлены на автомобиль, и заносит оценки в протокол под условными номерами: "шина № 1", "шина № 2" и т. д. То есть ни о каких личных симпатиях и речи быть не может. ХЛЮПАЯ ПО ЛУЖАМ С испытаниями на льду и на снегу все ясно, а вот что такое слашплэнинг? Слашплэнингом называют потерю надежного контакта шин с дорогой, когда под колесами — прослойка тающего снега (slush по-английски — мокрый снег, грязь, слякоть). Такая ситуация особенно характерна для крупных российских городов. Для испытаний на устойчивость к слашплэнингу на полигоне есть специальная ванна, заполненная снежно-водяной кашей толщиной пять сантиметров. Эта ванна имеет форму дуги окружности. То есть автомобиль, проезжая по ней, имитирует движение в повороте. Испытатель раз за разом увеличивает скорость. Как только появляются признаки "всплывания", в протокол заносится скорость начала слашплэнинга. Затем упражнение повторяется еще несколько раз, с большей скоростью, для того, чтобы выяснить предел, за которым шины полностью теряют контакт с твердой поверхностью и автомобиль становится неуправляемым. Идеальным считается вариант, когда шины имеют высокую скорость полного всплывания, но заранее "предупреждают" водителя, что опасность уже близка. ФАВОРИТЫ Наибольшее число баллов в классе шипованных шин, как и в прошлом году, набрали Gislaved Nord Frost II. На втором месте, опять же повторяя прошлогоднее достижение, оказались финские шины Nokian Hakkapeliitta 1. В классе нешипованных шин с убедительным отрывом победили шины Nokian Hakkapeliitta Q. Разочаровали, вопреки ожиданиям, японские шины Bridgestone. Новая модель Blizzak MZ-02 заняла лишь четвертое место в своем классе.
|
Автор: Авторевю
Теги: Авторевю, тест шин, тест зимних шин, Michelin Ivalo, Gislaved Nord Frost II, Nokian Hakkapeliitta 1, Continental Viking Stop 4000, Goodyear Ultra Grip 400, Pirelli Winter 160 Direzionale-S