+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Автомобильные шины — товар сезонный. Весной нарасхват летние модели, а сейчас автомобилисты ломают голову над выбором зимних. Что купить? Продавцы уверяют, что лучшие шины – именно те, что стоят и пахнут свежей резиной на полках-прилавках. Но мы не верим. Точнее, верим, но не всем. И не всегда. Потому что у нас уже есть результаты испытаний зимних шин. Тех самых испытаний, которые мы традиционно проводим с финскими коллегами на трассах заполярного полигона Test World. Это четырнадцать моделей шин размерности 195/65 R15 — восемь шипованных и шесть нешипованных.
Скаждым годом все меньше и меньше остается автомобилей, в которых за все отвечает водитель. В экстремальных ситуациях электронные «поводыри» в виде всевозможных систем стабилизации берут управление на себя — самовольно прекращают подачу топлива, подтормаживают колеса. Уже серийно выпускаются автомобили, которые сами поддерживают безопасную дистанцию! А уж антиблокировочные системы на многих машинах давно перешли из списка дополнительного оборудования в базовое оснащение.
Но усилия всех этих умных устройств сведутся к нулю, если на автомобиле стоят некачественные или просто изношенные шины. Ведь в конечном итоге все будет определяться сцепными свойствами шин. Потому-то хорошие зимние шины зачастую могут гораздо надежнее уберечь от беды, чем самая совершенная система курсовой устойчивости. С некоторыми моделями зимних шин наши читатели уже знакомы по прошлогодним испытаниям. Это шипованные Nokian Hakkapeliitta 2, Gislaved Nord Frost 3, Continental WinterViking 1 и нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta Q, Michelin Maxi-Ice, Continental ContiVikingContact 2 и Pirelli Winter Ice.
Впрочем, шины Pirelli уже другие — теперь в названии появился индекс «Plus 3» вместо прошлогоднего «Plus», хотя рисунок протектора остался прежним. А с шипованными шинами Michelin Ivalo ситуация такова: под старым именем в тесте выступают абсолютно новые шины. Из дебютантов особый интерес представляют новые шипованные шины Goodyear UG 500, пришедшие на смену модели UG 400. За Bridgestone выступают нешипованные шины Blizzak WS-50. Еще одна японская модель — Toyo Observe Garit 2. Корейская компания Hankook представила новую модель W404. Есть в списке и две «темные лошадки» — шипованные шины Marangoni из Италии и восстановленные шины AGI из Швеции. Методика заполярных тестов уже отлажена до автоматизма. И все же каждый год испытатели расширяют программу.
В этом году были проведены испытания тормозных свойств на асфальте в дополнение к субъективной оценке управляемости на том же покрытии. Зачем? Да затем, что зимой по асфальту ездят не только в Европе, но и в крупных российских городах, где и сконцентрирован основной парк «пятнадцатидюймовых» иномарок. Но начнем мы с испытаний на льду, ведь это самое «проблемное» зимнее покрытие. Широченный ледяной трек длиной 1000 метров вычищен до блеска. Красный Saab 9-5 разгоняется до 40 км/ч, затем тормозит, потом опять разгоняется, тормозит... И так раз двадцать. Измерительный комплекс Test Gyro 3x3 фиксирует время разгона с 5 до 35 км/ч. Знакомое упражнение, но теперь, в отличие от прошлогодних испытаний, колеса Сааба уже не буксуют — работает traction control. А при замерах тормозного пути с 50 км/ч работает АБС. Логично: нынче среди новых машин этого класса сложнее найти «чистую механику», чем с подобными системами. Так что принимаем это как данность.
Результаты обрабатываем с учетом изменения погодных условий и состояния льда. Ведь порой результаты, продемонстрированные одними и теми же шинами в течение дня, могут отличаться вдвое! Конечно, это крайний случай, но мы его не исключаем. Поэтому периодически повторяем замеры на «базовых» покрышках и вносим соответствующие поправки в результаты испытаний. Результаты обрабатываем с учетом изменения погодных условий и состояния льда. Ведь порой результаты, продемонстрированные одними и теми же шинами в течение дня, могут отличаться вдвое! Конечно, это крайний случай, но мы его не исключаем. Поэтому периодически повторяем замеры на «базовых» покрышках и вносим соответствующие поправки в результаты испытаний.
Минимальный тормозной путь на льду обеспечили шины Goodyear, да и разгон на них хорош. Среди нешипованных, как и в прошлом году, лидируют Nokian Hakkapeliitta Q. Теперь попробуем оценить сцепные свойства шин в поперечном направлении. Для этого нужно с максимально возможной скоростью проехать по ледяному кругу диаметром 60 метров. Учитывается время, показанное разными водителями, которые, к тому же, не знают, на каких шинах они ездят. Все это делается для получения более объективных, взвешенных результатов. Вновь шины Goodyear занимают первую строчку итогового протокола. Любопытно, что в этом упражнении не все шипованые шины показали лучшие результаты, чем нешипованные. Так, Saab на нешипованных шинах Hakkapeliitta Q был быстрее, чем на четырех шипованных моделях, в числе которых оказалась и Hakkapeliitta 2.
А завершают эту часть испытаний ледовые гонки на время по извилистой трассе. Вот где многое зависит от мастерства испытателя! Тем более что у каждой модели шин — свой характер. Тут уж ошибок не избежать. Хорошо еще, что трассу опоясывают мягкие сугробы, а не металлические отбойники… Лучший результат — на шинах Michelin Ivalo. На втором месте — сразу три модели. Очень плотная борьба «в головке»! Но кроме секунд в протокол заносятся и субъективные экспертные оценки удобства управления автомобилем. И далеко не всегда самые быстрые шины получают максимальный балл. Вот и сейчас, несмотря на то, что лучшее время было показано на шинах Michelin Ivalo, эксперты поставили им только восемь баллов из десяти.
Управлять автомобилем было непросто. А вот на шинах Goodyear даже «чайник» смог бы ехать быстро и безопасно: высший балл. Теперь — на снежный трек. Здесь мы, по той же методике, что и на льду, повторим замеры тормозной и разгонной динамики. Только скорость начала торможения уже выше — 80 км/ч. Шипы здесь особой роли уже не играют. Самый короткий тормозной путь обеспечили шины Goodyear, а разгон автомобиля одинаково хорошо удался шинам аж пяти моделей, среди которых были и шипованные, и нешипованные. Заезды на извилистой снежной трассе — это, пожалуй, самое любимое упражнение.
Есть где разогнаться, можно попробовать разные траектории прохождения поворотов, применить разную тактику… И вновь игра в темную: эксперты не знают, что за шины стоят на автомобиле. Они выставляют оценки комплекту №1, №2, №3… А когда карты вскрыли, то выяснилось, что лучшими на снежной трассе были шины Goodyear, причем как по субъективным оценкам удобства управления, так и по времени прохождения трассы. Продолжились испытания на дорогах общего пользования. Эксперты должны дать субъективную оценку надежности управления. Конечно, дороги Финляндии выгодно отличаются от наших: там все вычищено, нет ни соли, ни песка. Под колесами — укатанный снег, иногда лед. Таких надолбов, как у нас, там нет, зато не редкость колеи, которые накатывают грузовики. Если автомобиль слишком активно реагируют на эти колеи, рыскает влево-вправо, то не видать шинам высокой оценки. Здесь лучше всего проявили себя шины Continental.
На очереди — зимняя слякоть: специальный укладчик наносит на дуге асфальтовой дороги четырехсантиметровый слой мокрого снега. Здесь будет определяться скорость, когда начинается так называемый слашплэнинг, и скорость полной потери контакта с дорогой. Слашплэнинг — это зимний вариант аквапланирования: на определенной скорости и при определенной толщине слоя воды или мокрого снега канавки протектора не справляются с удалением воды из пятна контакта, и шина всплывает. Наши тесты показали, что самый сильный «иммунитет» к слашплэнингу — у шин Nokian Hakkapeliitta 2, а раньше других всплывают японские Toyo. Теперь остается поездить по асфальту. Серьезное испытание, тем более что нередко хорошие зимние шины ведут себя на асфальте неважно. Так оказалось и на этот раз: по результатам замеров тормозного пути на мокром асфальте с 60 км/ч фавориты зимней части программы откатились на последние позиции. Но не все. Шипованные шины Nord Frost 3 выступили очень достойно. Еще одно асфальтовое упражнение — «переставка», маневр, иммитирующий объезд внезапного препятствия. Здесь лучше других выступили шины Continental, Pirelli и Michelin Maxi-Ice.
В заключение — несколько слов об акустическом комфорте. Самыми громкими в этом тесте были признаны шины Hankook, а самыми тихими — Michelin Maxi-Ice и ContiVikingContact 2. Теперь, как обычно, все результаты переводим в баллы (по десятибалльной шкале) и выводим суммарную оценку с учетом весомости тех или иных потребительских свойств. Наиболее важными для зимних шин мы считаем «ледовые» качества — они определяют 50% общей оценки. Еще 25% приходится на поведение шин на снегу. Еще 10% — на способность сопротивляться слашплэнингу, а что осталось — 15% — на «асфальтовые» качества. Победителем этого теста стали шины Goodyear UG 500. Знаменательное, между прочим, событие! Ведь лидерами предыдущих арктических тестов неизменно становились скандинавские шины. А сейчас они — вторые (Gislaved и Nokian). Это в абсолютном зачете. А в категории нешипованных шин вот уже четвертый год господствует модель Nokian Hakkapeliitta Q. Умеют финны делать зимние шины, причем делать для себя, для своих климатических условий. И это нам на руку: ведь в большей части России зимы очень похожи на финские.
P.S. Часто после публикации наших тестов некоторые дилеры, по вполне объяснимым причинам, убеждают покупателей, что, дескать, влияние на результаты тестов Авторевю оказывает «скандинавское» лобби, что в других изданиях (чаще всего ссылаются на немецкий Auto, Motor und Sport) результаты иные, более достоверные и т.д. Все дело в том, что немецкие, равно как и ряд других изданий, проводят испытания шин и интерпретируют их результаты с учетом гораздо более мягких «центральноевропейских» зим. Поэтому и результаты иные! Хотя методика испытаний и их инструментальное обеспечение очень похожи. Кстати, вместе с нами в заполярных тестах принимают участие и коллеги из шведского журнала Auto, Motor аnd Sport, дочернего издания известного немецкого журнала. Так вот, они решили давать своим читателям рекомендации именно на основе заполярных тестов, хотя им проще и дешевле было бы воспользоваться результатами испытаний, проведенных «материнским» журналом в Германии.
Олег РАСТЕГАЕВ
Автор: Авторевю
Теги: Авторевю, тест шин, тест зимних шин, Michelin Maxi-Ice, Nokian Hakkapeliitta 2, Gislaved Nord Frost 3, Continental WinterViking 1, Nokian Hakkapeliitta Q, Continental ContiVikingContact 2, Pirelli Winter Ice, Toyo Observe Garit 2, Bridgestone Blizzak WS-50, Hankook W404, Goodyear UG 500, Michelin Ivalo, Agi Sarek 3, Marangoni Meteo Grip