+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Олег РАСТЕГАЕВГлавная интрига этого теста: признанные лидеры и непримиримые конкуренты одновременно представили свои новинки — зимние шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 5 и Gislaved Nord Frost 5. «Квадратные» шипы против «бриллиантовых». Финские технологии против… нет, уже не шведских, а немецких — шины Gislaved не первый год выпускаются на заводах компании Continental. Чья возьмет? А может, в борьбу лидеров вмешается кто-то еще? Помимо новых моделей Nokian и Gislaved испытания прошли 16 комплектов зимних шин размерности 205/55 R16. Покупателю все труднее ориентироваться в ассортименте зимних шин. Если раньше маркировка M+S (mud+snow, грязь+снег) однозначно свидетельствовала, что это шины для зимней эксплуатации, то сегодня подобная маркировка порой мало что значит. Так, на многих откровенно летних шинах для американского рынка стоит клеймо M+S, корейские, а теперь и китайские покрышки зачастую совсем необоснованно носят такую же маркировку. Так что к тому, что написано на боковинах, нужно относиться настороженно. В любом случае лучше присмотреться к протектору: все современные зимние шины — не важно, с шипами они или без — имеют множество тоненьких прорезей-ламелей. На шинах попроще прорези прямые, а ведущие компании придают им волнистую или «ломаную» форму. Допустим, мы убедились, что шины зимние. Что дальше? Дальше — сакраментальный вопрос: с шипами или без? Если вам приходится ездить по снегу и льду, если въезд на стоянку или во двор представляет собой крутой подъем, если ваш стаж вождения невелик, то лучше выбрать шипованные шины. В условиях гололеда более эффективного средства повышения сцепления шин с дорогой нет. Надеяться же на электронную систему стабилизации или на полный привод не стоит: и то и другое работает в пределах, обусловленных силой трения между колесом и опорной поверхностью. Впрочем, тот, кто ездит, как правило, по асфальту, уверен в своих навыках и не желает слушать постоянный цокот шипов, вправе купить нешипованные шины. Но и здесь придется выбирать одно из двух: либо шины с мягким протектором, предназначенные для суровых зимних условий (так называемый скандинавский вариант), либо шины с более жестким протектором, с меньшим количеством ламелей, предназначенные для мягкой «центральноевропейской» зимы. Первые лучше работают на льду и на снегу, вторые позволяют ездить по асфальту почти так же уверенно, как и летом на летних шинах. Насколько первые лучше ведут на снегу, а вторые — на асфальте, можно судить по результатам наших испытаний: в этом году в компанию нешипованных зимних шин помимо традиционных «северных» моделей мы включили шины Dunlop SP Winter Sport 3D и Goodyear Ultra Grip 7, предназначенные для «умеренной» зимы. Их оппонентами в «нешипованном» классе стали шины Continental ContiVikingContact 3, Gislaved Soft Frost 2, Michelin X-Ice, Nokian RSi и Vredestein Nord-Trac. «Шипованный» класс (по статистике, около 70% российских водителей выбирают именно шипованные шины) более представителен: помимо уже упомянутых новинок Nokian Hakkapeliitta 5 и Gislaved Nord Frost 5 в испытаниях приняли участие шины Bridgestone Noranza, Continental ContiWinterViking 2, Fulda Kristall Ice, Goodyear Ultra Grip 500, Michelin X-Ice North, Nankang Snow Winter SW-5, Pirelli Winter Carving, Uniroyal MS Plus Nordic, Vredestein Icetrac. Методика испытаний не изменилась. После обязательной обкатки — это 500 км в штатных режимах — тесты на специально подготовленных трассах финского полигона Test World. Как обычно, начинаем с тестов на льду — самого опасного зимнего покрытия. Сначала Alfa Romeo 159 разгоняется до скорости 52—53 км/ч, затем водитель утапливает педаль тормоза в пол, а аппаратура фиксирует тормозной путь со скорости 50 км/ч. АБС не отключается. Для набора статистики на каждом комплекте шин эксперт выполняет минимум 16 зачетных торможений. Но лед — очень нестабильное покрытие. Коэффициент сцепления меняется в зависимости от температуры, влажности воздуха. Чтобы исключить влияние этих факторов на результаты испытаний, на автомобиль периодически устанавливаются «базовые» шины. Если их показатели меняются, проводится коррекция результатов. Это делается во всех видах тестов на льду. Лучше других замедляли автомобиль шипованные шины Nokian с результатом 48,5 метра. Gislaved — лишь на пятом месте с результатом 52 метра. Нешипованные шины заметно проигрывают шипованным: лучший результат на счету покрышек ContiVikingContact 3 — 65 метров. А вот на шинах Dunlop, предназначенных для Центральной Европы, Alfa проехала до остановки 79 метров! Следующий вид испытаний — разгон с использованием штатной противобуксовочной системы. Водитель нажимает на газ, аппаратура фиксирует время разгона с 5 до 20 км/ч. Вновь Nokian Hakkapeliitta 5 заметно лучше конкурентов. А Gislaved на седьмом месте. В стане шин без шипов расстановка сил не меняется: на первом месте ContiVikingContact 3, на последнем — Dunlop. А теперь — ледяной круг, который нужно пройти на каждом комплекте шин как можно быстрее. Тут уже Nokian и Gislaved борются на равных, но лучшее время — на счету шипованных шин Continental. Лед на кругу не столь гладкий — с насечкой от шипов, которую наносят при помощи специального прицепа-катка перед зачетными заездами. Коэффициент сцепления здесь выше, чем на треке, где проводились испытания на разгон и торможение, а потому лучшие нешипованные шины уже «объезжают» худшие шипованные. Так, на «фрикционных» шинах Nokian Hakkapeliitta RSi удается пройти круг быстрее, чем на шипованных шинах Pirelli или Nankang. Оценка управляемости продолжается на извилистой трассе с поворотами разной крутизны. Задача — не только показать хорошее время на каждом комплекте шин, но и выставить субъективные оценки за надежность управления автомобилем. Этот тест выполняется «вслепую»: сидящий за рулем эксперт не знает, какие именно шины установлены на автомобиле, он оценивает комплект «номер 1», «номер 2» и т.д. Расшифровка — после окончания заездов. Тогда же все результаты корректируются с учетом периодических заездов на «базовых» шинах. Лучшее время на трассе управляемости — на счету шин Nokian Hakkapeliitta 5. Они же получили высший балл за надежность управления. А сложнее всего преодолевать трассу на нешипованных шинах Dunlop и Goodyear и шипованных Nankang. Теперь выполняем похожую программу на снегу. Здесь уже влияние шипов уходит на второй план. На снегу важнее рисунок протектора, количество и расположение канавок, а также состав резиновой смеси протектора. Судя по тормозному пути со скорости 80 км/ч, наиболее гармонично подобраны материалы и рисунок протектора у шин Nokian Hakkapeliitta 5 — они опять в первой строчке протокола. Да и разгоняется на этих шинах Alfa лучше всего. Правда, в том и другом виде испытаний на пятки лидеру наступают шины Michelin X-Ice North, агрессивный протектор которых очень хорошо работает на снегу. А в аутсайдерах — шипованные шины Nankang. Следующий вид испытаний — самый интересный для экспертов. Идеально вычищенная трасса с укатанным снегом под колесами — считай, настоящий скоростной участок зимнего ралли. И задача как на соревнованиях — показать лучшее время. Только соревнуются не гонщики на разных машинах, а разные шины на одном и том же автомобиле. Чтобы свести к минимуму влияние человеческого фактора, в испытаниях принимают участие три эксперта — результаты для каждого комплекта шин выводятся как среднее арифметическое. После обработки данных в лидерах вновь шины Nokian Hakkapeliitta 5. А хуже всего на «ралли» выступили шины Nankang. После езды на время эксперты отправляются на дороги общего пользования для небольшого пробега в штатных режимах. Задача — определить, насколько чувствительны разные шины к неровностям дороги, особенно к колеям. Наибольшую стабильность движения по зимней дороге демонстрируют нешипованные шины Continental и Gislaved. А вот на шинах Vredestein, причем как шипованных, так и нешипованных, водителю приходится все время подруливать, корректируя самопроизвольные отклонения от траектории. Зимняя часть тестов закончена. И если бы мы подводили промежуточные итоги испытаний, то в лидеры вышли бы шины Nokian Hakkapeliitta 5 — на скользкой дороге им равных нет. Но программа испытаний включает и тесты на асфальте — ведь даже зимой часто приходится ездить по очищенным дорогам. Или по хлюпающей жиже, в которую превращается свежевыпавший снег после обработки реагентами. Вот с этой жижи и начинаем «весеннюю» часть испытаний. Температура плюсовая, но в распоряжении испытателей большая гора снега, припасенная зимой. При помощи специального прицепа-скребка этот снег раскатывается по асфальтовой площадке ровным слоем толщиной 4 см. Автомобиль, оборудованный измерителем скорости и датчиками частоты вращения передних колес, разгоняется с 25 до 45 км/ч. Аппаратура фиксирует момент, когда передние колеса начинают пробуксовывать, — это и есть начало так называемого слашпленинга, «снежного» аналога аквапланирования. Лучше всего противостоят слашпленингу шины Bridgestone Noranza, а хуже всего — Nankang. На зимних покрытиях об акустическом комфорте шин говорить не приходится — дорога слишком «мягкая», скорости невысоки. Да и снег, налипающий на арки колес, выполняет роль дополнительной шумоизоляции. А вот на асфальте другое дело — тут зимние шины поют в полный голос. Цокают шипы, развитый протектор подвывает на высоких скоростях. Впрочем, подвывают не все: среди нешипованных шин легкий гул эксперты отметили лишь на шинах Michelin X-Ice. А вот среди шипованных «громких» шин солируют Nankang и… Nokian. Похоже, наступает час расплаты за прекрасные сцепные свойства на зимних покрытиях. Завершают программу самые варварские для зимних шин испытания: имитация объезда неожиданно возникшего препятствия — «лосиный тест» на сухом асфальте — и замеры тормозного пути на мокром асфальте. Тут фавориты зимних тестов меняются местами с аутсайдерами. Нешипованные шины Dunlop и Goodyear с повышенной твердостью резины протектора обеспечивают автомобилю минимальный тормозной путь и помогают совершать маневры в критической ситуации. Так, тормозной путь Альфы со скорости 80 км/ч на шинах Dunlop SP Winter Sport 3D составляет 30,7 м, а на шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta 5 — 38,4 м. Расплата за зимние свойства продолжается. Впрочем, шины Nokian здесь не самые худшие: максимальный тормозной путь на счету нешипованных шин Vredestein Nord-Trac. Они же меньше других понравились экспертам при выполнении «лосиного теста». Это, кстати, развеивает миф о том, что шипованные шины на асфальте обязательно проигрывают нешипованным. Если мы говорим о скандинавском варианте «фрикционных» шин, то они, наоборот, ведут себя на асфальте хуже шипованных. Протектор таких покрышек выполнен из мягкой резины, которая плохо держит высокие нагрузки. А вот шины без шипов, предназначенные для Центральной Европы — в нашем тесте это Dunlop и Goodyear, — на асфальте работают лучше шипованных. Причем основная причина их успеха именно в твердости резины, а не в отсутствии шипов. Теперь можно подводить окончательные итоги. Все результаты пересчитываем в баллы по десятибалльной шкале и суммируем с учетом весомости каждого показателя. Наибольшее внимание уделяем сцепным свойствам и управляемости на льду. Максимальное число баллов в итоге набирают шины Nokian Hakkapeliitta 5 и прошлогодние фавориты — Michelin X-Ice North. Если шины Nokian сильны на льду, то покрышки Michelin более универсальны — на асфальте они работают лучше шин Nokian. А если принимать во внимание соотношение цена/качество, то Michelin представляется более выгодной покупкой — 16-дюймовые шины Michelin X-Ice North на 1350 рублей дешевле шин Nokian Hakkapeliitta 5. Continental ContiWinterViking 2 и Gislaved Nord Frost 5 едва отстают от лидеров теста — можем смело рекомендовать их для зимней эксплуатации. Шины Bridgestone Noranza, Uniroyal MS Plus Nordic, Pirelli Winter Carving, Fulda Kristall Ice и Goodyear Ultra Grip 500 — «твердые хорошисты». А вот продукция тайваньской или китайской шинной промышленности пока доверия не внушает: уж лучше поддержать отечественного производителя и купить одну из новых моделей российских зимних шин (см. АР №20, 2006). В классе нешипованных шин тоже два фаворита — это Continental ContiVikingContact 3 и Nokian Hakkapeliitta Rsi. И те и другие ориентированы на суровые зимы. При нашей системе оценок, когда во главу угла ставятся сцепные свойства на льду и на снегу, у шин, предназначенных для Центральной Европы, шансов на победу никаких. Но если вы подбираете зимние шины для мощного спортивного автомобиля и собираетесь ездить исключительно по городу или живете в тех регионах России, где зима мягкая, то жесткие зимние шины — это вполне оправданный выбор.
Michelin X-Ice NorthВ этом году шипованные шины Michelin X-Ice North закрепили прошлогодний успех. Они обладают прекрасными сцепными свойствами и на льду, и на снегу. Примечательно, что отменные результаты эти покрышки демонстрируют с традиционными шипами, а не с «квадратными» или «бриллиантовыми», которыми козыряют основные конкуренты. Шины Michelin положительно влияют и на управляемость: отличный баланс сноса и заноса, возможность уверенно прогнозировать начало скольжений позволяют проходить повороты быстро и по правильной траектории. Правда, в случае ошибок на резкие движения рулем автомобиль реагирует не всегда точно. Но на асфальте шины сдают свои позиции: мягкий протектор с глубокими канавками растягивает время реакций при выполнении «переставки» и увеличивает тормозной путь. Ездить на таких по снегу и льду — одно удовольствие, но на асфальте стоит быть поосторожнее.
Nokian Hakkapeliitta 5За новинками фирмы Nokian Tyres пристально следят не только покупатели, но и конкуренты — они нередко используют зимние шины Nokian как эталон при создании своих моделей. В этом году появился новый эталон — Nokian Hakkapeliitta 5. Если раньше, на шинах Hakkapeliitta 4, квадратным было только сечение твердосплавной вставки шипа, то теперь квадратным стал и корпус — такой шип лучше сохраняет ориентацию. А чтобы шипы не подламывались при торможении, в протекторе появились специальные приливы — они выполняют роль подпорок. Новые технологии работают: на счету шин Hakkapeliitta 5 — минимальный тормозной путь, лучшее время разгона и лучший результат на трассе управляемости. Причем как на льду, так и на снегу. Плюс высшие баллы за надежность управления. Идеальные зимние шины? Тогда почему не первые? Одержать победу помешали низкие сцепные свойства на асфальте и шум при качении: шины Nokian Hakkapeliitta 5 — самые шумные в нашем тесте.
Continental ContiWinterViking 2Компания Continental, как и Nokian, тоже делает ставку на форму шипов — в шинах ContiWinterViking 2 применены так называемые бриллиантовые шипы с твердосплавной вставкой прямоугольного сечения. Действительно, «бриллианты» работают неплохо: в тестах на льду шины Continental наступают на пятки лидерам, а кое в чем и превосходят их. Так, на ледяном кругу на счету шин ContiWinterViking 2 лучшее время. Да и на трассе управляемости они понравились экспертам, несмотря на небольшую склонность автомобиля к заносу. Но на снегу результаты скромнее: асимметричный протектор работает не так хорошо, как направленные протекторы у шин-конкурентов. По результатам испытаний на торможение на снегу шины Continental оказались во второй десятке. Зато на асфальте Conti предпочтительнее лидеров теста — автомобиль уверенно тормозит на мокром асфальте и легко объезжает виртуальное препятствие на «переставке». Плюс это одни из самых тихих шин с шипами. Очень хорошие зимние шины для городской эксплуатации.
Gislaved Nord Frost 5Шины Gislaved для концерна Continental являются «второй линией» — они дешевле, чем шины Continental, и, как правило, уступают в потребительских качествах. Это касается летних, спортивных, каких угодно шин, но только не зимних, на которых некогда шведская фирма Gislaved и заработала свою репутацию. Новая модель Nord Frost 5 набрала столько же очков, что и ContiWinterViking 2. Ничего удивительного: шины делают на одном заводе и, скорее всего, из одних и тех же материалов. Да и шипы одинаковые — «бриллиантовые». Шины Nord Frost 5, как и ContiWinterViking 2, обладают высокими сцепными свойствами на льду — особенно в поперечном направлении, но немного проигрывают конкурентам на снегу. Характер управляемости автомобиля на шинах Gislaved тоже знаком — высокая точность реакций и небольшая склонность к заносу. Да и на асфальте родственные связи прослеживаются: такие же высокие для своего класса сцепные свойства, такой же низкий уровень шума. Понятно, что и выводы похожие: Nord Frost 5 — прекрасные зимние шины для езды по городу.
Bridgestone NoranzaШипованные шины Bridgestone Noranza не первый год продаются в Скандинавских странах, но в России о них мало кто слышал — официальных поставок до настоящего времени не было. А зря — достойный продукт! Впрочем, удивляться нечему, ведь шины Bridgestone Noranza производят на заводе компании Nokian Tyres в Финляндии! Экономически это оказалось выгоднее, чем налаживать производство шипованных шин в Японии, где, как известно, шипы вне закона. На льду шины Bridgestone демонстрируют средние сцепные свойства, на снегу они работают чуть лучше, но до лидеров не дотягивают. На извилистых трассах, что на льду, что на снегу, эксперты отметили спокойные реакции автомобиля на управление. Правда, вести Альфу по идеальной траектории удается не всегда — в крутых виражах мешает недостаточная поворачиваемость. Зато на снежно-водяной каше никаких проблем — широкие канавки направленного протектора эффективно отводят мокрый снег из пятна контакта: шины Bridgestone теряют контакт с дорогой позже конкурентов. На асфальте вновь средние результаты — и по сцепным свойствам, и по управляемости, и по акустическому комфорту. Bridgestone Noranza — хорошо сбалансированные зимние шины. Их «специализация» — мокрый снег, по которому часто приходится ездить в крупных городах.
Uniroyal MS Plus NordicUniroyal — еще одна марка, представляющая концерн Continental. Но, в отличие от ведущих зимних моделей концерна, шины MS Plus Nordic оснащены обычными шипами — возможно, в этом и кроется причина отставания от лидеров теста. Так, тормозной путь на льду оказался на 6,5 метра длиннее, чем у шин Nokian. В других дисциплинах покрышки Uniroyal выступили достойнее: они неплохо держат в ледяных поворотах, а на снегу автомобиль тормозит и разгоняется даже лучше, чем на шипованных шинах Continental! Правда, в остальных тестах Uniroyal соблюдает субординацию и не поднимается в протоколах выше «материнского» бренда Continental. Оценки за управляемость и на льду, и на снегу снижены из-за резких срывов в скольжение: поначалу автомобиль демонстрирует спокойные реакции, но стоит приблизиться к пределу — и машина без предупреждения срывается с траектории. Еще один недостаток в том, что шины Uniroyal слишком подробно отслеживают дорожные колеи, автомобиль все время требует подруливаний. Возможно, в следующем году мы увидим новые зимние шины Uniroyal — уже c «бриллиантовыми» шипами, и тогда картина изменится в лучшую сторону.
Fulda Kristall IceFulda — одна из торговых марок, принадлежащих компании Goodyear, и в последние годы эти шины активно пробиваются на российский рынок. Модель Kristall Ice — новинка сезона, которая смогла обойти в наших испытаниях заслуженные шины Goodyear Ultra Grip 500. Оправдывая свое имя, шины Kristall Ice активно дробят лед на кристаллы при торможении и разгоне, наступая на пятки лидерам теста. Да и на ледяном кругу эти покрышки держат неплохо. Но на трассе, где оценивалась управляемость, совладать с автомобилем оказалось непросто. Шины держат, держат… А потом резко срываются в скольжение — водитель должен молниеносно парировать такие выпады. Езда по трассе получается слишком нервной. На снегу ситуация похожая: высокие сцепные свойства в продольном направлении вступают в конфликт с нестабильной управляемостью. Эта нестабильность распространяется и на движение по зимнему шоссе — автомобиль слишком нервно ведет себя на колеях. Зато шины Fulda — одни из самых тихих шин с шипами. Если у вас есть определенные навыки и вы хотите привнести в процесс управления автомобилем спортивные нотки, то на шины Fulda Kristall Ice стоит обратить внимание.
Pirelli Winter CarvingКомпания Pirelli поддерживает спортивный имидж своей продукции, и зимние шины Winter Carving — не исключение. Alfa Romeo 159 на этих шинах резко и без предупреждения срывается в скольжения и на снегу, и на льду. Опоздал с коррекцией заноса — и здравствуй, сугроб… Но если удалось вовремя «поймать» машину, то на выходе из виража шины обеспечивают достойный разгон. Особенно на льду, где на счету шин Pirelli третье время разгона с 5 до 20 км/ч. Да и с тормозами проблем нет. В общем, шины для опытных любителей острых ощущений. А вот обычным водителям использовать шины Pirelli Winter Carving мы бы рекомендовали только в паре с электронной системой стабилизации — она загладит «острые углы» управляемости на скользких покрытиях. Перечисленные недостатки отчасти компенсируются преимуществами на асфальте: более жесткая резина протектора лучше держит высокие нагрузки, что позволяет выполнять «переставку» увереннее, чем на мягких шинах Nokian Hakkapeliitta 5 или Michelin X-Ice North. Еще одним достоинством шин Pirelli является высокое сопротивление слашпленингу.
Goodyear Ultra Grip 500Появившись в 2001 году, шины Goodyear Ultra Grip 500 сразу же одержали победу в нашем тесте. Но пять лет для шин — огромный срок. За это время конкуренты запустили в серию новые модели, а некоторые, например, Nokian Tyres, успели сменить два поколения шипованных шин! Ничего удивительного, что Ultra Grip 500 сдает позиции. На льду шины не блещут. Зато агрессивный рисунок по-прежнему хорош на снегу — при торможении Goodyear всего лишь полметра проигрывает лидеру теста, новейшим шинам Nokian Hakkapeliitta 5. Но на трассе управляемости отставание более существенное. И дело даже не во времени, а в поведении автомобиля — на шинах Goodyear оно нестабильно. Водитель плохо чувствует грань начала скольжений и допускает ошибки. И на льду, и на снегу. На дороге с колеями автомобиль рыскает — приходится постоянно подруливать, на снежно-водяной каше тоже нужно быть начеку: шины рано всплывают. На асфальте плюс — это низкий уровень шума, а минус — тормозные свойства. Впрочем, уже следующей осенью компания Goodyear представит новые шипованные шины. Ждем.
Continental ContiVikingContact 3Вот уже третий год подряд шины ContiVikingContact 3 удерживают пальму первенства в классе нешипованных шин. Асимметричный протектор прекрасно работает на снегу, на льду и на снежно-водяной каше. На льду сцепные свойства в продольном направлении немного лучше, чем в поперечном: если в тестах на торможение и разгон ContiVikingContact 3 — безоговорочный лидер, то на трассе управляемости — лишь пятое время в классе. Помешала склонность автомобиля к заносу. На снегу подобных проблем нет: Альфа послушно выполняет команды водителя и легко проходит повороты по оптимальной траектории. Приятно, что неровности и колеи не заставляют автомобиль метаться по дороге. На асфальте мягкий протектор работает не лучшим образом — на фоне конкурентов Continental демонстрирует средние результаты. ContiVikingContact 3 — одни из лучших нешипованых шин, которые смело можно использовать и в городе, и за его пределами.
Nokian Hakkapeliitta RSiШины Nokian Hakkapeliitta RSi — это воплощение генеральной линии, выбранной финской компанией: зимние шины в первую очередь должны обеспечивать безопасность на скользкой дороге. Даже если это идет в ущерб поведению на асфальте. Протектор, изрезанный множеством мелких прорезей-ламелей, эффективно работает на льду: на ледяном круге шины Hakkapeliitta RSi оказались лучше ряда шипованных моделей! Да и на снегу они выступили достойно. Хорошее впечатление шины Nokian произвели и на трассах управляемости — водитель все время сохраняет контроль над автомобилем. Плавное начало скольжений, такое же плавное восстановление устойчивости — для опытного водителя езда по извилистой трассе превращается в удовольствие. Но на асфальте нужно быть начеку: автомобиль, обутый в шины Nokian, реагирует на управление с запаздываниями, да и замедляется не так интенсивно, как на других шинах. Хорошие зимние шины, на которых приятно ездить по снегу и льду.
Gislaved Soft Frost 2Шины Gislaved Soft Frost 2 немного уступают паре лидеров нешипованного класса. Автомобиль чуть хуже тормозит на льду. Правда, величина этого «чуть» составляет лишь 1—2%, которые можно определить только при помощи прецизионной аппаратуры. В целом это хорошо сбалансированные шины, которые на снегу работают немного лучше, чем на льду. Например, на ледяной трассе автомобиль не всегда точно реагирует на управление. На снегу реакции на повороты руля мягкие и плавные, но вполне точные. Приятно, что автомобиль не замечает колеи и неровности дороги. На асфальте шины Gislaved работают не лучшим образом: мягкий протектор не может обеспечить высокого уровня замедления. Но среди шин с мягким типом резины Gislaved выглядит предпочтительнее — тормозной путь короче, чем на «фрикционных» шинах Nokian или Continental. Да и упражнение «переставка» на этих шинах выполнить легче, чем на тех же Nokian. Хорошие зимние шины без ярко выраженных недостатков.
Vredestein IcetracГолландские шины Vredestein Icetrac неплохо выступили на льду, но полностью провалили тесты на снегу. Причем эти результаты можно было предсказать: протектор из резины повышенной твердости хорошо держит шипы, которые эффективно вгрызаются в лед и не подламываются при торможении и разгоне. Но на снегу, где в основном работают крупные канавки и мелкие прорези-ламели, такой протектор не может обеспечить высоких сцепных свойств. В отдельных видах испытаний результаты откровенно провальные — на трассе снежной управляемости шины Vredestein оказались предпоследними. Если по льду эксперты без особых проблем преодолевали извилистую трассу, то вести автомобиль по укатанному снегу оказалось крайне сложно. Колеса то и дело срываются в скольжения, плохо поддающиеся коррекции. На дороге с колеями эти шины тоже не подарок — автомобиль активно отслеживает неровности. Зато на сухом асфальте шины с жестким протектором выступают намного лучше «мягких». И при торможении, и при смене полосы в аварийном режиме шины Vredestein Icetrac работают прекрасно. Да и на зимней слякоти держатся хорошо. Несмотря на низкий рейтинг в наших испытаниях, шины Vredestein Icetrac предлагают неплохой компромисс сцепных свойств на льду и на асфальте — для тех, кто зимой не выезжает за пределы большого города, это вариант. Но в снегопад придется ездить осторожно.
Michelin X-IceБез шипов эти шины не так хороши, как с шипами. Во всяком случае, на фоне конкурентов, представленных в нашем тесте. Откровенных провалов нет — во всех видах испытаний Michelin показывает стабильно средние результаты. На ледовой трассе управляемости до какого-то предела автомобиль едет как по рельсам, а потом неожиданно срывается в скольжение. Слишком короткий переходный процесс не дает времени на исправление ошибок. На снегу ситуация лучше, но все равно управлять автомобилем непросто из-за неоднозначности реакций. На асфальте шины смотрятся неплохо — во всяком случае, среди «мягких» одноклассников. Но есть одна проблема: они заметно шумят. Новые шины Michelin X-Ice лишены очевидных преимуществ над одноклассниками — остается надеяться на повышенный ресурс и лучшую стабильность характеристик в течение всего срока службы, о чем любят повторять представители компании Michelin.
Vredestein Nord-TracНесмотря на «мягкий» состав резины, рисунок протектора шин Vredestein больше напоминает «среднеевропейский», нежели «скандинавский» тип. «Беззубый» протектор с закругленными плечевыми зонами плохо работает на льду: шины Vredestein Nord-Trac проигрывают лидеру в классе 8 метров тормозного пути. Много. Удивительно, но в поперечном направлении эти шины прекрасно цепляются за лед на извилистой трассе — лучшее время в классе! Правда, оценка за надежность управления была снижена из-за резких срывов в скольжения. На снегу похожая картина: посредственные сцепные свойства в продольном направлении сочетаются с хорошей «поперечной» цепкостью. На трассе управляемости — вновь лучшее время в классе! И вновь эксперты снижают оценку за надежность управления по причине нестабильного поведения автомобиля на трассе. И на дороге с колеями машина ведет себя слишком нервно: шарахается из стороны в сторону, требуя постоянных подруливаний. Нестабильные на зимних покрытиях шины Vredestein провалились на асфальте: самые плохие результаты в абсолютном зачете!
Dunlop SP Winter Sport 3DШины Dunlop SP Winter Sport 3D — типичный представитель шин для мягкой европейской зимы. Повышенная жесткость протектора смещает баланс качеств в пользу асфальта — на мокром покрытии эти шины обеспечивают минимальный тормозной путь; выполнить «переставку» на асфальте проще, чем на других зимних шинах. Но в зимних дисциплинах Dunlop не может конкурировать с шинами «ледовой специализации»: автомобиль, обутый в Winter Sport, при торможении на льду проходит на 14 метров больше по сравнению с лидером в этом классе. А если сравнивать с шипованными шинами, то разница в тормозном пути достигает 30 метров! И это со скорости всего лишь 50 км/ч! На снегу цифры не столь удручающи, но проигрыш налицо. Говорить о нюансах управляемости не приходится: совладать с затяжными скольжениями на трассе не в силах ни опытные эксперты, ни системы стабилизации — автомобиль то и дело цепляется бамперами за сугробы. Использование шин Dunlop SP Winter Sport 3D оправданно лишь в тех случаях, когда автомобиль почти всю зиму ездит по асфальту или раскисшему снегу — шины эффективно противостоят слашпленингу. То есть в крупных городах и теплых регионах России.
Goodyear Ultra Grip 7Goodyear Ultra Grip 7, как и Dunlop, — это зимние шины для мягкой европейской зимы. Об этом говорят и твердость резины, и слишком «гладкий» рисунок протектора. Понятно, что такие шины хорошо работают на асфальте, но на снегу и на льду они заметно уступают «настоящим» зимним моделям. Особенно тяжело ездить по гладкому льду. Ни разогнаться, ни затормозить. Если перед входом в поворот превышена скорость, то не поможет ни система стабилизации, ни «ручник», с помощью которого можно вызвать занос и попытаться войти в поворот. Коль уж автомобиль заскользил, то остается тупо ждать, когда скорость упадет и шины наконец обретут более или менее надежный контакт со льдом. Ждать порой приходится долго. В лучшем случае восстановления контроля над автомобилем, а коль не повезет — пикап с длинным тросом, который вытащит автомобиль из сугроба… На снегу шины Goodyear работают чуть лучше, но все равно занимают нижние строчки в протоколах испытаний. Нет, эти шины не для русской зимы.
Nankang Snow Winter SW-5Компания Nankang — крупнейший производитель шин в Юго-Восточной Азии. Но этого, как оказалось, еще мало, чтобы выпускать хорошие зимние шины. Нужны опыт, материалы, технологии. Судя по результатам тестов, в зимних шинах Nankang используются те же материалы, что и для летних шин. И на льду, и на снегу протектор практически не работает, сцепные свойства этих шин крайне низкие. Говорить о нюансах управляемости не приходится: чуть разогнался на трассе — и автомобиль мгновенно срывается в скольжение. Спрогнозировать, будет это скольжение передней оси или задней, невозможно. А на асфальте шины Nankang работают куда лучше: автомобиль хорошо тормозит, уверенно объезжает «препятствия». Правда, все это сопровождается повышенным шумом — в нашем тесте шины Nankang оказались одними из самых громких. Зимние покрышки Nankang SW-5 по своим качествам больше похожи на всесезонные и могут конкурировать разве что с продукцией российских шинных заводов.
Результаты испытаний
|
Автор: Авторевю
Теги: Авторевю, тест шин, тест зимних шин, Michelin X-Ice, Dunlop SP Winter Sport 3D, Goodyear Ultra Grip 7, Continental ContiVikingContact 3, Gislaved Soft Frost 2, Nokian RSi, Vredestein Nord-Trac, Nokian Hakkapeliitta 5, Gislaved Nord Frost 5, Bridgestone Noranza, Continental ContiWinterViking 2, Fulda Kristall Ice, Goodyear Ultra Grip 500, Nankang Snow Winter SW-5, Pirelli Winter Carving, Uniroyal MS Plus Nordic, Vredestein Icetrac, Michelin X-Ice North