За Рулем: Тест зимних шин 205/55R16 2007
Вспоминая беспроигрышный ход, который был применен в летних тестах, было решено сымитировать «убийство», то есть проколоть две покрышки, находящиеся по одному борту автомобиля. Для эксперимента были взяты нешипованные шины Pirelli Winter 210 SottoZero и их шипованные собратья — шины Nokian Hakkapeliitta 5 Run Flat, обе шины прошли предварительную обкатку. Нешипованные автошины были обкатаны на расстоянии в 200 км, шины с шипами преодолели перед началом испытаний 500 км. Все испытание проходило по возрастающей, то есть начиналось с относительно простых упражнений, переходя к более сложным, задачи повторялись на шинах с рекомендованным давлением, а затем спущенных моделях с проколом.
Поврежденные шипованные и нешипованные шины продемонстрировали падение скорости автомобиля в среднем на 4-5 км/ч по отношению к своим аналогам, наблюдалось изменение поведения автомобиля. Были заметны увеличения углов при повороте руля, автомобиль Skoda Octavia, на котором тестировались шины, быстро теряет скорость. То есть мораль такова: не пытайтесь выполнить маневр, если покрышки спущены, четкости выполнения уж точно не дождетесь.
«Шкода» которую оснастили спущенными колесами, не захотела трогаться с места. Рыхлый снег поспособствовал увеличению сопротивления качению проколотой покрышки: колесо начало складываться, даже приподнимать середину протектора над дорогой. Нешипованные шины Pirelli не смогли тронуться с места, шипованные
покрышки Нокиан стали прокручиваться рывками. По укатанному снегу такой проблемы не было, так как сцепление было выше, а сопротивление качению значительно ниже.
На льду возникла та же картина, при проявлении условий малого коэффициента сцепления, разгон не получился, а тронуться с места удалось лишь при помощи заднего хода. В связи со всем вышеперечисленным пришлось вносить корректировки в намеченную программу тестирования, и было решено выпускать воздух лишь с переднего колеса. То есть будем рассматривать и вариант с проколом одного колеса.
Разгон на льду
В разгоне на льду одна проколотая шина Nokian начинает проигрывать себе самой на 11,6%; Пирелли проигрывает сама себе на 17,9 %. Нешипованная Пирелли в трехколесном варианте при торможении проигрывают четырехколесному варианту на 1,1 м, а шипованная Nokian Hakkapeliita 5 проиграла сама себе на значительно большую величину равную 3.2 м.
Ледяной круг
В этой дисциплине потери Nokian значительно превышают потери Pirelli, для финских покрышек потери составили 11,1% при скольжении и 10,8% (немного меньше) при буксовании. Пирелли проявила себя более стабильной моделью — двигаясь на грани скольжения медленнее на 3,5%, при пробуксовке показатель увеличился на 8,8%.
Непросто было тронуться с места при спущенных двух колесах, на заснеженной трассе «Шкода», оснащенная поврежденными покрышками Nokian разогналась медленнее на 17,6%, итальянская же модель прокола, можно сказать, не заметила, и показатель составил 3,6%. Тормозной путь Pirelli увеличила всего на 1,5 места, а Nokian на 2.6 м.
Глубокий снег
Глубокий снег - серьезное препятствие для автомобиля, которому достаточно всего одно спущенное колесо для того чтобы стать беспомощным. Если же положение усугубляется двумя пробитыми колесами, то тронуться с места почти невозможно. Включение заднего хода немного увеличивает возможность вылезти из сугроба, но сделать это весьма проблематично.
Упражнение было повторено на асфальте, причем с одной или двумя спущенными покрышками. На асфальтном покрытии можно разгоняться, да и трогаться практически без препятствий.
Сопротивление качению характеризуется выбегами, если спущена одна покрышка, то выбег финской шины становится меньше в два раза, то есть равен 55,2%, с проколотыми бортом показатель равен уже 41,5%.
Автошина Pirelli заявила себя как не столь привередливая модель: одно проколотое колесо принесло показатель в 70,1%, а проколотый борт показал 54,2%. Это значение важно для определения показателей расхода топлива. Расход топлива со спущенной Nokian стал гораздо больше.
Самое нелюбимое упражнение для шин на зимней дороге — это торможение на сухом асфальтном покрытии. Финская модель Hakkapeliita 5 обладает более мягкой резиной, путь до остановки увеличивается незначительно (1,6 м) в спущенном состоянии, однако остановка принесла неприятный сюрприз. Расплатой за мягкую резину стал разлезшийся в клочья протектор автошины.
«Трехколесный» вариант для модели SottoZero при торможении ознаменовался следующим: торможение получилось на 1,2 м длиннее, то есть это 12,5%; если борт пуст, то тормозной путь увеличен еще дополнительно на 0,4 м, то есть на 14,8%.
На снегу и льду
покрышки Pirelli могут прослужить долго, да и до ближайшего шиномонтажа в нашей стране на них можно будет добраться. Ресурс шин эксперты проверять не стали, так как еще летом убедились в том, что пробег ненакачанного колеса напрямую зависит от шероховатости дорожного покрытия, температуры воздуха и асфальта.
На скользких покрытиях наблюдается потеря показателей у шипованной резины в процентном отношении, однако по абсолютным показателям покрышки с шипами имеют более высокие показатели.
Рекомендации экспертов после проведения тестовых испытаний
Поведение зимних покрышек с технологией Run Flat в спущенном состоянии значительно отличается от поведения летних шин Run Flat. Имеет место большое число различных ограничений при управлении. Если колесо спущено зимой, следует останавливаться лишь на чистом асфальте, без снега или ледяного покрытия, так как в последнем случае будет сложно тронуться с места. Следует избегать внезапного торможения на асфальте на мягких шинах (например, таких, как Nokian HKPL5 RF), так как протектор начинает напоминать использованную рваную тряпку. В процессе маневрирования, если автомобиль неподвижен, не следует крутить руль, руль нужно крутить лишь в случаях, когда автомобиль хоть немного движется.
Оптимальная скорость движения при спущенном колесе находится в диапазоне от 60 до 80 км/ч, следует двигаться именно с такой скоростью, если это возможно, в таком случае центробежная сила на скорости такой величины поможет покрышке несколько «исправить осанку» автомобиля. При увеличении скорости следует перестраиваться на ледяную полосу или заснеженный участок, износ шин на таких дорогах будет намного меньше, чем на асфальтном покрытии. Глубокий снег, а также скользкие участки дороги следует проезжать с ходу. Если вам приходится делать остановку на льду или вы оказались в сугробе, то следует включить задний ход и попытаться выбраться на тот участок, где коэффициент сцепления будет более высоким. Если это не получается, то следует позвать на помощь для того, чтобы хоть как-то сдвинуть машину с места и затем набрать минимальную скорость.
При маневрировании на скользкой дороге следует заранее снизить скорость. И помните о том, что летние и зимние шины с технологией Run Flat* следует использовать лишь совместно с интегрированной в автомобиль системой об оповещении падения давления в покрышках.
Run Flat* — технология шин, которая предусматривает усиленные боковины, такие покрышки могут преодолеть значительные расстояния в спущенном состоянии.
Nokian Hakkapeliitta 5
Максимальная скорость | Т/190 км/ч |
Размер | 205/55R16 |
Страна производства | Финляндия
|
Рисунок протектора | направленный |
Глубина рисунка | 10,7 мм |
Твердость по Шору | 50–53/53–55 ед. |
Масса покрышки равна | 11,9 кг |
Предполагаемая цена | от 9000 руб. |
Выступание шипов | 1,0-1,5 мм |
Количество шипов | 128
|
Если спущены два колеса, то тронуться с места практически невозможно, одно спущенное колесо позволяет сдвинуться с затруднением, при этом резко падает эффективность. Наблюдаются повороты заднего колеса рывками, это происходит из-за наличия прокола.
Характеристики управляемости при торможении остаются без изменений, но авто, замедляясь, начинает рыскать. Поведение автомобиля характеризовалось как удовлетворительное при повороте в сторону проколотого колеса, в противоположную сторону поворот невозможно спрогнозировать. На дугу поворота авто встает неохотно, затем идет распрямление траектории и срыв в занос. На заснеженной трассе автомобиль начинает рыскать, а также уходить в стороны проколотого колеса, машина затягивается в сторону обочины.
По большому снежному покрову лучше всего продолжать движение, так как тронуться с места с проколотым колесом очень сложно, назад же сдать несколько проще. На асфальтовом покрытии движение автомобиля следует постоянно корректировать, так как возрастает показатель сопротивления качению.
Внезапно тормозить на асфальте нельзя, ввиду того, что колесо может повернуться на ободе. Пи этом резина протектора переднего колеса разлетается в клочья.
+ Если спущено одно переднее колесо, то автомобиль все равно продолжает тормозить на льду; демонстрируются высокие сцепные свойства на асфальте; при выполнении торможения на асфальте нет зависимости от того, в каком состоянии заднее колесо.
- Если спущено переднее колесо, то разгон ухудшается, также хуже становится характеристика торможения на снегу; износ покрышки интенсивен. Если тормозить на асфальте; шина проворачивается на ободе; минусом также является высокая цена на изделие.
Pirelli Winter 210 SottoZero
Максимальная скорость | Н/210 км/ч |
Размер | 205/55R16
|
Страна производства | Германия
|
Рисунок протектора | асимметричный |
Глубина рисунка | 9,9 мм |
Твердость по Шору | 61–66/66–68 ед. |
Масса покрышки равна | 12,6 кг
|
Предполагаемая цена | от 6000 руб. |
Шипы | отсутствуют
|
Возникают проблемы троганья с места при спущенном колесе, затруднен разгон, особенно это касается ледяного покрытия. Если покрышки спущены одновременно по одному борту, то сдвинуться с места на ледяном покрытии нельзя, необходимо вызывать помощников. Назад сдавать проще, однако необходима сноровка, не следует останавливаться на подъеме, особенно если дорога во льду.
Автомобиль уверенно идет по прямой при торможении, от заданного курса не отклоняется. Скорость ограничивается сносом при поворотах, причем спущенные колеса выходят наружу. На заснеженной трассе происходит рыскание автомобиля, однако к обочине его не сносит.
В глубоком снегу автомобиль при попытке тронуться, начинает закапываться. На асфальтовых участках дороги «Шкода» нуждается в подруливании, так как авто уводит в сторону проколотой покрышки. Управление руля при этом становится неинформативным и вялым. На асфальте наблюдается стабильность торможения, на снегу и на льду, при этом подруливание почти не нужно. Как и у покрышек Nokian слышится шум хлопающей резины (жующий звук) при проколе, то есть покрышки озвучивают свое состояние. Происходит дублирование сигнализации о снижении давления.
+ Спущенное переднее колесо ведет к сохранению низкого показателя сопротивления качению, этот показатель значительно лучше, чем у летних покрышек, тормозные свойства на льду почти не ухудшены.
- Спущенное переднее колесо приводит к снижению эффективности разгона на ледяном покрытии и ухудшению торможения на асфальте.