+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Для проведения испытаний шин нового сезона их носителем был выбран популярный автомобиль Toyota RAV4. Выбор был остановлен на представительнице японской автомобильной промышленности по нескольким причинам: современное оснащение машины электроникой; АВS, EBD, VSC и TRC; полный привод и простота управления.
Установленная на транспортное средство электроника отключает и включает привод на заднюю ось. Электронный помощник следит также за курсом, реагируя на пробуксовку колеса; принудительное включение полного привода можно осуществлять с помощью специальной кнопки. На скорости 40-50 км/час, автоматически отключаются задние колеса, жесткость их соединения ухудшает управляемость. На скользкой трассе электроника тоже помогает управлению, автоматически подправляя траекторию с одним только условием: скорость движения не должна превышать максимально допустимую на 1-2 км/час.
Была еще одна существенная причина выбора исходных шин для испытаний – это комплектация автомобиля на заводе шинами M+S (грязь + снег). В большинстве случаев на RAV4 устанавливают автопокрышки Bridgestone Dueler H/T 687, поэтому они были выбраны для данных тестов в первую очередь. Испытания проходили также универсальные (всесезонные) покрышки: Goodyear Wrangler HP, Yokohama Geolander A/T-S. Размерность у всех моделей одинаковая: 225/65 R17.
Зимние фрикционные покрышки Nokian Hakkapeliitta R Sport Utility в соревнованиях стали оппонентами всесезонным образцам. Равноправными участниками испытаний были и шипованные автошины Nokian Hakkapeliitta 5 Sport Utility.
Испытания зимних покрышек проводились на полигоне в Новой Зеландии. На нем расположены двенадцать покрытых льдом и снегом специализированных дорог. Хорошее техническое оснащение автотреков, современные боксы для техники позволяют тестировать шины по максимально возможному количеству дисциплин. На территории полигона расположено также уникальное сооружение — тоннель, покрытый льдом. Дорожка шириной 20 м и длинной 200, закрытая от воздействия внешних температур, дает возможность проводить зимнее тестирование даже летом.
По рекомендациям компаний-производителей, все покрышки прошли предварительную обкатку: фрикционные протекторы проехали перед соревнованиями 300 км; а шипованные – 500 км.
Основной целью этого тестирования не являлось сравнение шин M+S друг с другом. Хотя даже модели с одинаковой маркировкой от разных производителей не могут показать одинаковые результаты. Перед испытателями была поставлена задача: путем практической эксплуатации определить, чем универсальные покрышки лучше (хуже), чем другие зимние изделия, представленные на рынке. Для объективной характеристики каждая из покрышек проходила определенный набор тестовых дисциплин.
Оценивались: тормозные и тяговые показатели на льду и по снегу (разгоны, тормозной путь); время необходимое каждому образцу для прохождения сложной трассы с множественными поворотами; слалом на льду. На асфальтных покрытиях было проведено тестирование на плавность хода, уровень шума, курсовую устойчивость и тормозные качества.
Трудный выбор
Результаты тестирования в общем зачете на снежной дороге показали, что «липучки» на 31-82% лучше, чем M+S. Ледяную дорогу оба варианта зимней «обуви» прошли с меньшим отрывом – 34-60%. Самый большой разрыв показателей получился при измерении длины тормозного пути. Слалом на льду завершился для шин еще с меньшим отрывом по итоговым показателям. Они составили всего 10-17%. Эксперты отметили, что такой результат — это показатель просчетов при обустройстве трассы для слалома. Площадка для тестовой дисциплины была выделена небольшая, конусы, которые нужно было объезжать, располагались близко друг от друга, полностью, исключая проезд на высоких скоростях. По мнению специалистов, если бы трасса покрытая льдом позволяла развивать большую скорость, то разница в показателях была бы не менее 50%.
Автопокрышки с шипами продемонстрировали еще более впечатляющие результаты. Разница в показателях на снежной дороге составила от 37 до 85%. При ускорении на ледяной трассе, разрыв между шипованными и универсальными шинами достиг 90%. Тормозные характеристики у протекторов с шипами оказались лучше на 70%. В слаломе на льду также победили покрышки с шипами. Они в два раза плотнее цеплялись за дорогу.
Шипованные Nokian HKPL 5 обеспечили автомобилю контролируемую управляемость на всех покрытиях, даже в глубоком снегу.
Как и у всех покрышек, предназначенных для зимы, характеристики движения по асфальту почти всегда меняются в худшую сторону. Становится хуже курсовая устойчивость, металлические шипы создают повышенный уровень шума при езде.
Право выбора той или иной «обуви» для машины всегда остается за ее владельцем. Существенно на принятие необходимого решения могут повлиять условия эксплуатации автомобиля. В городе, на асфальте, M+S более прогнозируемы, чем их шипованные конкуренты. Поэтому, если львиная доля поездок припадает на передвижение в городской черте, то универсальные или фрикционные шины станут предпочтительней шипованным.
Технические характеристики тестируемых образцов и итоговые выводы экспертов:
Страна изготовитель – Япония у шины ассиметричный рисунок протектора, его глубина составляет от 6,9 мм до 7,3 мм, максимально допустимая скорость Н (210 км/час), вес – 11,7 кг.
В самом начале движения, во время разгона, покрышки заметно буксовали, сохраняя при этом адекватную реакцию на повороты руля. При повышении скоростного режима, даже «Рав4» с полной оснасткой для безопасного движения, скользил передней осью наружу, распрямляя при этом курсовую траекторию. Момент перехода в скольжение проходил плавно, оставаясь при этом достаточно затянутым по времени.
На укатанном снегу покрышки вели себя непредсказуемо, увеличивая скорость на повороте, водитель целенаправленно отправлял автомобиль в скольжение и как следствие — в занос.
Заезд в глубокий снег может обернуться для автомобиля длительными попытками выбраться из сугроба: машина плохо реагировала на рулевое управление и тяжело, с пробуксовкой трогалась с места.
С включенным полным приводом ощущения безопасности движения у водителя не прибавлялось, трогаться с места все равно нужно было аккуратно, избегая проскальзывания. Отсутствие шипов на покрышках не сказывалось позитивно на комфортности хода. При движении ощущались даже небольшие неровности, при езде на асфальте у шин наблюдался повышенный уровень шумности.
Изготовлены покрышки в Германии, у протектора ассиметричный рисунок с глубиной 8,3-8,5 мм, максимальная скорость движения Н (210 км/час), масса – 12,9 кг.
Проблемы у Goodyear проявились на заснеженной дороге, водителю практически невозможно контролировать границу сцепных возможностей. Даже незначительное увеличение скорости приводило к потере сцепления, машина резко уходила в скольжение с полной потерей управления. Восстановить курсовую траекторию так же сложно, как и не уйти в срыв. Покрышки не способствовали выравниванию автомобиля, установить его на намеченную ранее траекторию движения сложно.
Обманчивое поведение у покрышек и в глубоком снегу. В начале движения сцепление поддавалось контролю, автомобиль свободно ехал вперед. Но любой поворот колес приводил за собой полное закапывание, без надежды на самостоятельный выход из сложившейся ситуации.
На асфальтном покрытии шины держались ровно без сюрпризов, однако на движения руля реагировали с некоторой задержкой. В области комфортности хода ситуация также неоднозначная. Плавность хода нарушалась ощущением избытка давления в шинах, любые неровности заставляли автомобиль подпрыгивать, однако шумность при этом оставалась на низком уровне, покрышек почти не слышно.
Японские покрышки рассчитаны на максимальную скорость Н (210 км/час), глубина рисунка протектора достигает 9,6 мм, форма рисунка — ассиметричная, вес модели составляет 13,2 кг.
Явные признаки нестабильности движения проявились на укатанной снежной трасе и на ледяном покрытии. Автомобиль постоянно уходил в скольжение с угрозой срыва в занос, увеличение скорости сопровождалось полным отсутствием сцепления с дорогой. Прервать скольжение и восстановить сцепление удавалось только одним доступным способом — сбросить скорость. Полностью избежать возникновения неприятных моментов можно было только путем экспериментальных исследований. Водителю необходимо угадать максимально допустимую скорость, езда с которой станет для него и окружающих безопасной.
В глубоком снегу Yokohama как в родной стихии. Движения плавные без перерывов, шины поглощали снег без зарывания, соблюдать осторожность нужно только на старте. Начало ускорения должно происходить плавно без пробуксовок.
Асфальтную дорогу автопокрышки прошли хуже всех образцов с маркировкой M+S. Реакция на повороты руля задерживалась, время задержки увеличивалось пропорционально увеличению скорости.
У покрышки шумность высокая, любую рытвину слышно отчетливо, машину при движении постоянно потряхивало.
Nokian Hakkapeliitta R Sport Utility
Фрикционные шины выпущены в России, максимально допустимая скорость R (170 км/час), направленный рисунок протектора с глубиной от 8,8 мм до 9,1 мм, вес у модели 12,4 кг.
Поведение автомобиля с установленными на нем фрикционными шинами в самом начале поездки становилось понятным и предсказуемым. Четкие команды руля машина выполняла без промедления, на поворотах удавалось сохранять траекторию движения. Длина тормозного пути значительно сокращалась в сравнении с универсальными моделями. Только на поворотах наблюдался плавный снос передней оси, который продлевало скольжение автомобиля, изменяя незначительно курсовое направление.
Информативность руля на ледяной поверхности соответствовала управлению на асфальте. Даже легкий уход в скольжение снижал четкость выполнения рулевых команд, для выравнивания курса требовалась помощь педали газа.
Снежные сугробы на Nokian Hakkapeliitta R SU автомобиль преодолевал без усилий. По прямой дороге движение ровное, ускорение на трассе происходило без закапывания в глубокий снег, что подтверждало функциональную принадлежность покрышки к зимним маркам.
Фрикционные покрышки проезжали заасфальтированную трассу в заданном скоростном режиме без потери качества передвижения, все команды выполнялись слажено. Экспертами также было отмечено незначительное запаздывание реакции на подруливание, и на мелких неровностях проявлялась исходная жесткость резины.
Nokian Hakkapeliitta 5 Sport Utility (шипы)
В поведении на снежной поверхности чувствовалась определенная доля неуверенности, особенно на старте. Ускоряясь, машина вела себя увереннее, на повороты руля реагировала точно, без опоздания. Специалисты советуют: поворачивая, слегка притормаживать, именно торможение помогает удерживать траекторию движения без изменений. Качество тормозов у HKPL 5 SUV лучше, чем у всех представленных на тесте шин.
На покрытой льдом трассе управление, ускорение, торможение не получили никаких замечаний. Все команды водителя автомобиль выполнял прогнозируемо.
Небольшие проблемы возникли на трассе с глубоким снегом. Начало старта вялое, по прямой движение более уверенное, разгоняясь, машина стабильно держала курс, маневры выполняла в строго заданном направлении.
Понижение комфорта происходило при движении на невысокой скорости. Поездка сопровождалась явно слышным хрустом металлических шипов.
Автор: За рулем
Теги: За Рулем, тест шин, тест зимних шин, Nokian Hakkapeliitta 5 SUV, Nokian Hakkapeliitta R SUV, Yokohama Geolandar A/T-S, Goodyear Wrangler HP, Bridgestone Dueler H/T 687