Почем зимние шины на Mercedes S-класса? Дорого! Комплект из четырех 18-дюймовых шин повышенной мобильности (это когда какое-то время можно ехать и на спущенном колесе) Nokian Hakkapeliitta 8 FRT обойдется в 72 тысячи рублей — один процент от цены автомобиля, который на этот раз и стал нашим «агрегатоносителем», — белоснежного Мерседеса S 500. В феврале мы укатили на нем в Заполярье, туда же загодя были отправлены и 12 комплектов зимних шин размерности 245/50 R18.
Вообще-то, мы хотели собрать двадцать комплектов: по десять с шипами и без, но... Вот незадача: многие модели зимних шин не доступны даже тем, кому по карману такой Mercedes: не выпускаются в нужной размерности! Поэтому мы собрали все относительно новые модели, причем не в двух, а в трех классах. Первый — это шипованные шины: Continental ContiIceContact HD, Hankook Winter i*Pike RS, Nokian Hakkapeliitta 8 и Nokian Hakkapeliitta 8 FRT. Второй — нешипованные шины для суровых зим: Bridgestone Blizzak VRX, Nokian Hakkapeliitta R2 и Yokohama iceGuard 50. А третий — тоже нешипованные, но уже для мягких зим, так называемые центральноевропейские шины: Continental ContiWinterContact TS 830 P, Michelin Pilot Alpin 4, Nokian WR A3 и Pirelli Sottozero 3. Отличный повод еще раз напомнить, что дилемма «шипы—не шипы?» при выборе зимних шин уже давно не является единственной проблемой! А то, что испытания проводились на роскошном Меседесе S-класса, пусть вас не смущает: мы уже не раз убеждались, что с переходом от одного автомобиля к другому, равно как и при смене размерности, расклад сил принципиально не меняется.
На полигоне ведется постоянный контроль за влажностью, температурой воздуха, льда и снега. Все это заметно влияет на результаты испытаний зимних шин.
Старт — с противобуксовочной системой, торможение — с АБС, а езда по кругу или извилистой трассе — при поддержке ESP. И дело не в том, что мы боялись ошибиться и приложиться такой красотой о снежный бруствер, — просто вряд ли кто-то из владельцев таких машин позволит водителю носиться с отключенной ESP.
Погода была капризной. В первые пару дней — легкий морозец, а заканчивали испытания мы уже при минус двадцати! К счастью, самые ответственные заезды — разгоны и торможения на льду — были проведены при стабильных температурах и при полном отсутствии осадков: мы выполняли их под крышей 300-метрового ангара! Десять разгонов, десять торможений, смена шин… А после шестого комплекта дядя Ваня вспомнил, что мерседесовское кресло — еще и массажер. Мы решили, что это лишь повысит точность измерений, и провели сеанс массажа…
На льду лучше всех работают шипованные шины Nokian, причем как обычные, так и усиленные FRT. Еще бы, при таком подавляющем превосходстве по числу шипов! На каждой шине их более 200, а у остальных — в лучшем случае 130. Я уже рассказывал про то, как компания Nokian Tyres, несмотря на жесткие европейские нормы, ухитрилась легализовать такое количество шипов, пройдя специальный тест на износ дорожного покрытия, — и теперь финские шинники пожинают плоды.
Из северных нешипованных шин лучше других на разгоне проявили себя шины Nokian Hakkapeliitta R2, а на торможении — Bridgestone Blizzak VRX. Причем последние умудрились превзойти результат шипованных шин Toyo! Это — уже благодаря множеству ламелей и мягкой резине. С подобными сюрпризами мы сталкивались и раньше, но обычно такое случалось при низких температурах, а в нашем «ледовом дворце» — лишь один градус мороза.
Разгонялись и тормозили мы под крышей, а вот оценкой управляемости занимались на натуральном льду под открытым небом. После каждой серии заездов лед чистили: даже небольшой налет снега меняет коэффициент сцепления.
А вот центральноевропейские покрышки (надо ли напоминать, что все они без шипов?) за лед цепляются плохо: даже лучшие из них — Nokian WR A3 — увеличивают тормозной путь в полтора раза по сравнению с шипованными шинами Nokian. На скорости 20 км/ч это лишние пять метров, а если тормозить с 80 км/ч, то разница будет исчисляться десятками метров! Или, в реальных условиях, — десятками тысяч рублей, потраченных на ремонт автомобиля, а уж если это Mercedes S-класса...
А если мороз покрепче? И мы повторно испытали нешипованные
шины на льду при температуре –130С. Лидеры свои позиции сохранили, а вот в стане отстающих центральноевропейских шин произошли перестановки: теперь самый длинный тормозной путь на счету шин Continental ContiWinterContact TS 830 P, а
шины Michelin Pilot Alpin 4 с понижением температуры поднялись на четыре позиции вверх. Но гораздо любопытнее то, как изменились абсолютные результаты: тормозной путь того же Мерседеса — с той же нагрузкой и на тех же шинах — сократился в среднем более чем в два раза! Вот вам еще одно предупреждение: чем выше температура, тем лед более скользкий, а значит, и более опасный!
Электронные системы, конечно, притупляют ощущение опасности и заметно повышают возможности автомобиля, и это особенно ярко проявилось на трассе управляемости — извилистой дорожке, проложенной по льду озера. Ты лишь направляешь машину в нужную сторону — и можно не играть ни газом, ни тормозом: все сделает электроника. Однако по ходу заездов на время приходиться «играть»: чтобы избегать «панической» работы ESP, иначе ты потеряешь, а не выиграешь в скорости. А вот разница в поведении автомобиля на разных шинах минимальна: просто на одних система стабилизации срабатывает раньше, а на других позже, что позволяет пройти круг быстрее.
И здесь с наилучшей стороны показали себя шины Continental ContiIceContact HD: Mercedes проходит трассу даже быстрее, чем на «сильношипованных» покрышках Nokian. Порадовали и нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta R2: удалось показать лучшее время, чем на некоторых шипованных покрышках.
А изменяющееся состояние льда мы, как водится, учитывали с помощью периодических заездов на базовых шинах, что и позволило привести итоги к одному знаменателю даже с учетом заметного изменения температуры и состояния льда.
Замеры разгонной динамики на снегу: водитель утапливает газ в пол, а пробуксовку задних колес ограничивает traction control.
Снег — не столь коварное покрытие, причем шипы здесь решающей роли не играют. И разброс результатов не столь велик, хотя упражнения выполняются на более высокой скорости. А еще на снегу преимущество северных нешипованных шин над центральноевропейскими не столь очевидное: при торможении первые выигрывают, а при разгоне неожиданно лучший результат показали шины Nokian WR A3, предназначенные для мягких зим. Объяснение лишь одно: протектор с более высокой продольной жесткостью «попал в частоту» работы противобуксовочной системы. Помнится, на одной из шинных презентаций журналистам демонстрировали «фокус» с шинами-сликами, на которых автомобиль разгонялся по снегу лучше, чем на полноценных зимних шинах — как раз по причине работы жесткого протектора в унисон с противобуксовочной электроникой.
Но при езде по снежному кругу все встает на свои места: лучшие результаты — на счету шипованных шин Nokian с их более агрессивным протектором, а центральноевропейская модель Nokian WR A3 замыкает протокол. Хотя разброс между лучшими и худшими шинами всего-то пять процентов.
Вернувшись в Москву, мы обработали результаты — и вновь зафиксировали подавляющее преимущество шипованных шин над нешипованными и такое же отставание нешипованных центральноевропейских моделей от северных.
Но испытания не закончены! Ранней весной мы вновь отправились в Финляндию — чтобы оценить поведение нашего Мерседеса на асфальте. Снег только-только сошел, температура — около семи градусов тепла.
Начинаем с сопротивления слэшпленингу: ездим по разглаженному ровным слоем мокрому снегу и фиксируем скорость, на которой шины теряют контакт с дорогой. Лучшие дренажные показатели — на счету шин Pirelli Sottozero 3, а хуже других слэшпленингу противятся покрышки Bridgestone Blizzak VRX.
А если под колесами не раскисший снег, а мокрый асфальт? И вот здесь-то центральноевропейские шины демонстрируют подавляющее преимущество! В среднем удавалось остановиться со 100 км/ч на десять метров раньше, чем на северных шинах.
А еще результаты в этом виде испытаний развеивают миф о том, что на мокром асфальте шипованные шины работают хуже нешипованных. Наоборот! Если, конечно, сравнивать с северными шинами без шипов.
Но на сухом асфальте результаты перемешались: здесь уже гораздо выше нагрузки и многое зависит от продольной жесткости протектора и, опять же, от того, работает ли шина в одном ритме с АБС.
Специальный трек с «волнистым» асфальтом, уступами и утопленными люками помог оценить влияние шин на плавность хода Мерседеса.
Конечно, испытывая шины на S-классе, мы особое внимание уделили комфорту — особенно его акустической составляющей. Много ездили по трассам с разным качеством асфальта, «слушали» шины на разных скоростях с места водителя и пассажира — и даже призывали на помощь измерительную аппаратуру, но, к сожалению, фиксируя общий уровень звукового давления, шумомер не позволяет выделить «раздражающие» ухо шумы. Потому полагаемся на собственные уши.
Во-первых, очевидное: шипованные шины гораздо громче покрышек без шипов. В ряду последних самыми тихими оказались шины Continental ContiWinterContact TS 830 P, Nokian WR A3 и Nokian Hakkapeliitta R2. Наиболее шумными — Yokohama iceGuard 50. Но и они заметно тише шипованных покрышек, лучшими из которых по части акустического комфорта стали шины Toyo Observe G3-Ice с их малым количеством шипов. А вот самыми шумными ожидаемо стали шины Nokian Hakkapeliitta 8 и Nokian Hakkapeliitta 8 FRT. Сколько бы финские инженеры-шинники ни говорили о мерах по снижению шума, 212 шипов «стучат» по асфальту гораздо громче, чем 130 (или 109 шипов — в случае с шинами Toyo).
Для оценки плавности хода мы ездили по искусственным неровностям, утопленным в асфальт колодезным люкам, по неровно уложенному асфальту, менялись местами, обсуждали и… Разница в плавности хода между большинством шин оказалась исчезающе мала — ее почти полностью «растворила» прекрасная пневмоподвеска Мерседеса. И лишь четыре комплекта шин были признаны менее комфортными: это
Pirelli Sottozero 3, Bridgestone Blizzak WRX, Hankook Winter i*Pike RS и, само собой, Nokian Hakkapeliitta 8 FRT. Последние, обладая большей массой и большей жесткостью боковин, вызывают дополнительные вибрации неподрессоренных масс и жестче реагируют на мелкие неровности. Зато эти шины позволяют спокойнее ездить по нашим разбитым дорогам. Ведь в нашем Мерседесе нет запасного колеса. И в случае прокола только шины c маркировкой «FRT» или «Run Flat» позволят доехать до шиномонтажной мастерской. Прокол на остальных шинах — это неизбежный вызов эвакуатора! Да и пробить шины FRT при наезде на препятствие или при попадании в яму с острыми краями куда сложнее.
Как на сухом, так и на мокром асфальте мы меряли тормозной путь со скорости 100 км/ч. Разница между результатами, показанными разными зимними шинами, достигает 17 метров!
В этом мы убедились по ходу заключительного эксперимента: «косого» наезда на бордюр высотой 90 мм. Правда, для этого эксперимента использовать Mercedes мы не решились: при таких ударных нагрузках стоимость возможного ремонта подвески может превысить бюджет всего нашего теста! «На убой» взяли Audi A6...
Во всех зачетных шинах выставили давление 2,0 Бара — и вперед! Наезжаем на бордюр под углом 45о — и каждый раз наращиваем скорость: 50, 55, 60 км/ч... Раньше других испустили дух шины Yokohama iceGuard 50 и Pirelli Sottozero 3 — на скоростях 60 и 65 км/ч соответственно. А позже других сдались покрышки
Hankook Winter i*Pike RS — 95 км/ч! Но не они были признаны лидерами в этом виде испытаний. Еще прочнее оказались шины Bridgestone Blizzak WRX и Nokian Hakkapeliitta 8 FRT: обод колеса гнется, а шинам хоть бы хны! Чтобы не убить автомобиль, мы остановили заезды на скорости 95 км/ч. Конечно, мы ожидали такого результата от шин Nokian с усиленными боковинами, но покрышки Bridgestone — обычные, не усиленные — в очередной раз удивили своей «дубовостью», причем на этот раз в хорошем смысле слова.
Но все же основной критерий выбора — это безопасность на зимней дороге, поэтому самые весомые оценки — за поведение на льду и снегу (причем для нешипованных шин учитываются результаты, показанные при двух температурах). И тогда лучший выбор — шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 8. Да, самые шумные, но и самые безопасные на льду! Чуть-чуть уступают усиленные шины Nokian Hakkapeliitta 8 FRT — менее комфортные, зато надо будет очень постараться, чтобы их пробить. Чуть отстают и шины Continental ContiIceContact в новой спецификации HD. Не исключено, что это отставание от шин Nokian обусловлено переходом на менее агрессивные шипы — ведь в прошлогодних тестах 16-дюймовые шины ContiIceContact BD набрали то же количество баллов, что и покрышки Nokian Hakkapeliitta 8. А на третье место в нашем тесте поднялись нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta R2 — лучший вариант для тех, кого всерьез раздражает шум шипов.
Для оценки стойкости шин к жестким ударам мы использовали Audi A6. Косой наезд на бордюр высотой 90 мм лучше всех держат Nokian Hakkapeliitta 8 FRT и Bridgestone Blizzak VRX — нам не удалось их пробить даже на скорости 95 км/ч, хотя шина Yokohama iceGuard 50 испустила дух уже при 60 км/ч.
Nokian Hakkapeliitta 8 |
Общая оценка: 8,10 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 56 типоразмеров от 175/70 R13 до 285/30 R20) |
|
Индекс скорости |
T (190 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
13,1 |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,5 |
Твердость резины по Шору, ед. |
48 |
Число шипов/линий ошиповки |
212/16 |
Выступание шипов, мм |
1,2 |
Страна-производитель |
Финляндия |
Шины Nokian Hakkapeliitta 8 в очередной раз продемонстрировали неоспоримое преимущество шипованных шин на льду: при разгоне и торможении они работают лучше других. Этот результат предопределен еще и тем, что шипов в протекторе в полтора, а то и в два раза больше, чем у конкурентов! К сожалению, это же стало причиной и основного недостатка: шины Nokian Hakkapeliitta 8 — самые «громкие» в нашем тесте. Даже прекрасная шумоизоляция Мерседеса S-класса не в силах справиться с воем, который прослушивается во всем диапазоне скоростей.
А еще одним оправданием высокой шумности может стать отличная работа направленного протектора на снегу. Да и на асфальте эти шины обеспечивают приемлемые сцепные свойства. Но злоупотреблять скоростным маневрированием не стоит: после езды по асфальтовому кольцу с максимальными боковыми перегрузками «внешние» шины начали терять шипы.
Самые безопасные шины на льду и на снегу, но для эксплуатации в крупных городах, где ездить приходится в основном по асфальту, — не лучший вариант.
|
|
|
• Сцепные свойства на льду и на снегу
• Управляемость на льду
• Плавность хода
|
|
• Шум
• Высокая цена |
|
Nokian Hakkapeliitta 8 FRT |
Общая оценка: 8,05 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 10 типоразмеров от 195/55 R16 до 245/50 R18) |
|
Индекс скорости |
T (190 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
100 (800 кг) |
Масса, кг |
17,0 |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
48 |
Число шипов/линий ошиповки |
212/16 |
Выступание шипов, мм |
1,1 |
Страна-производитель |
Финляндия |
Маркировка FRT на боковинах расшифровывается как Flat Run Tyres, то есть движение допустимо и на спущенных шинах. В нашем случае — со скоростью до 80 км/ч, причем производитель гарантирует пробег от 50 до 150 км в зависимости от загрузки автомобиля. Зимой такая мобильность особо важна: не надо менять колесо на грязной обочине. А расплачиваться приходится комфортом: шины FRT с усиленными боковинами на 4 кг тяжелее обычных, от чего нередко ощущаются вибрации неподрессоренных масс, а неровности проходятся с округлыми, но ощутимыми толчками. Утешает то, что если неровность представляет собой высокий уступ асфальта или яму с острыми краями, вероятность пробить шины FRT гораздо ниже.
А вот сцепные свойства на снегу, на льду и на асфальте — практически на том же уровне, что и у базовых шин Hakkapeliitta 8. А потому и рекомендации похожи. Для езды по снегу и льду, по разбитым дорогам, где важна ударная прочность, — прекрасный вариант. Но на городских улицах с хорошим покрытием шины Nokian Hakkapeliitta 8 FRT — источник повышенного дискомфорта. И, конечно, затрат: в среднем такие шины на треть дороже.
|
|
|
• Сцепные свойства на льду и на снегу
• Управляемость на льду
• Ударная прочность
|
|
• Шум
• Низкая плавность хода
• Высокая цена |
|
Hankook Winter i*Pike RS |
Общая оценка: 7,65 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 47 типоразмеров от 155/65 R13 до 245/50 R18) |
|
Индекс скорости |
T (190 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
12,9 |
Глубина рисунка протектора, мм |
10,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
49 |
Число шипов/линий ошиповки |
130/16 |
Выступание шипов, мм |
1,2 |
Страна-производитель |
Южная Корея |
Похоже, корейские шинники учатся на ошибках: если в прошлом тесте мы столкнулись с крайне низким качеством ошиповки, то теперь к шипам никаких претензий: посажены ровно, выступают над протектором на положенные 1,2 мм. И это положительно отразилось на «ледяных» показателях — отставание от лидеров теста минимально.
А вот на снегу, где от шипов уже мало что зависит, шины Hankook сдают позиции — и особенно это заметно на разгоне и в повороте. Не справляется протектор и с повышенными нагрузками на сухом асфальте: тормозной путь Мерседеса со 100 км/ч наибольший и превышает 50 метров.
В качестве компенсации шины Hankook предлагают повышенные «противоударные» качества: пробить боковину о тарированный бордюр мы смогли лишь на скорости 95 км/ч!
Неплохие зимние шины по соотношению цена/качество, которые проявят себя лучше всего на обледенелых и разбитых зимних дорогах.
|
|
|
• Сцепные свойства и управляемость на льду
• Ударная прочность
|
|
• Поперечные сцепные свойства на снегу
• Сцепные свойства на сухом асфальте |
|
Continental ContiIceContact HD |
Общая оценка: 7,90 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 79 типоразмеров от 155/80 R13 до 275/40 R20) |
|
Индекс скорости |
T (190 км/ч |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
13,1 |
Глубина рисунка протектора, мм |
10,1 |
Твердость резины по Шору, ед. |
50 |
Число шипов/линий ошиповки |
130/12 |
Выступание шипов, мм |
1,4 |
Страна-производитель |
Германия |
Следуя новому регламенту использования шипов, действующему в Европе с 1 июля 2013 года, компания Continental модернизировала шипованные шины ContiIceContact. Изменился состав смеси, но главное — вместо прежних «алмазных» шипов отныне используются также вклеенные в отверстия, но облегченные «гибридные» шипы чуть меньшего размера и с менее агрессивными гранями твердосплавной вставки. Эти меры позволили успешно пройти тест на износ дорожного покрытия без уменьшения количества шипов в протекторе. Новые шины получили индекс HD, хотя в продаже еще можно встретить шины ContiIceContact BD со старыми, более мощными, шипами (их выпуск прекращен 1 июля 2013 года).
Изменение формы шипов мало повлияло на сцепные свойства на льду: в продольном направлении шины работают хорошо, а в поперечном — и вовсе лучше всех: Mercedes на шинах ContiIceContact прошел трассу управляемости за минимальное время.
На асфальте сцепные свойства тоже хороши — особенно на мокром, где шины ContiIceContact уступают лишь центральноевропейским зимним шинам. И шумят они меньше, чем Nokian Hakkapeliitta 8. То есть шины ContiIceContact более универсальные: хороши как для загородной эксплуатации, так и в крупных городах.
|
|
|
• Сцепные свойства на льду и на снегу
• Управляемость на льду
• Тормозные свойства на мокром асфальте
|
|
• Шум |
|
Toyo Observe G3-Ice |
Общая оценка: 7,65 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 93 типоразмера от 175/70 R13 до 285/45 R22) |
|
Индекс скорости |
T (190 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
100 (800 кг) |
Масса, кг |
13,8 |
Глубина рисунка протектора, мм |
10,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
48 |
Число шипов/линий ошиповки |
109/20 |
Выступание шипов, мм |
1,4 |
Страна-производитель |
Япония |
В отличие от остальных представленных в нашем тесте шин, покрышки Toyo Observe G3-Ice приведены в соответствие с новыми европейскими нормами ошиповки по «количественному» методу: на погонный метр протектора приходится не более 50 шипов. Поэтому общее количество шипов — всего 109. И пусть они равномерно распределены по всей ширине протектора, пусть им помогают подмешанные в резиновую смесь протектора микрочастицы скорлупы грецкого ореха, но на льду шины Toyo работают хуже, чем ошипованные конкуренты. А в отдельных тестах даже хуже нешипованных покрышек.
Однако на снегу показатели вполне достойные: автомобиль уверенно разгоняется и тормозит. Правда, в повороте скользить начинает рано, взывая о помощи к ESP.
На асфальте сцепные свойства невелики, зато это самые комфортные шины с шипами. И это закономерно: меньше шипов — меньше шума.
Toyo Observe G3-Ice — хороший компромисс между безопасностью на зимней дороге и комфортом. К тому же — самая широкая линейка типоразмеров шипованных шин, благодаря чему в покрышки с шипами можно обуть автомобили с колесами диаметром до 22 дюймов!
|
|
|
• Акустический комфорт в классе шипованных шин
• Ударная прочность
• Продольные сцепные свойства на снегу
• Цена
|
|
• Продольные сцепные свойства на льду в классе шипованных шин
• Сцепные свойства на сухом
и мокром асфальте |
|
Nokian Hakkapeliitta R2 |
Общая оценка: 7,70 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 49 типоразмеров от 175/70 R13 до 285/30 R20) |
|
Индекс скорости |
R (170 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
12,8 |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
48 |
Страна-производитель |
Финляндия |
Дебютировавшие в прошлом году шины Nokian Hakkapeliitta R2 отстояли звание лучших нешипованных шин. Они прекрасно работают в паре с электронными системами Мерседеса, будь то АБС, противобуксовочная система или система стабилизации. На льду — минимальное снижение сцепных качеств в продольном направлении по сравнению с шипованными покрышками, а на трассе управляемости шины Nokian Hakkapeliitta R2 даже превосходят некоторые из них!
И на снегу — лучшие среди всех нешипованных. Вот на асфальте показатели скромнее: мягкий, изрезанный многочисленными прорезями-ламелями протектор не может эффективно противостоять повышенным нагрузкам. Зато на счету этих шин минимальное сопротивление качению, и с комфортом никаких проблем: мягкие и тихие шины, которые наверняка понравятся владельцам дорогих автомобилей. Особенно тем, кто ездит с водителем.
|
|
|
• Управляемость на льду
• Сцепные свойства на снегу
• Высокий уровень комфорта
|
|
• Сцепные свойства на асфальте |
|
Bridgestone Blizzak VRX |
Общая оценка: 7,45 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 53 типоразмера от 175/70 R13 до 255/40 R19) |
|
Индекс скорости |
S (180 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
100 (800 кг) |
Масса, кг |
13,1 |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,5 |
Твердость резины по Шору, ед. |
48 |
Страна-производитель |
Япония |
Шины Bridgestone Blizzak VRX — новинка прошлого сезона, а главный козырь — микропористая резина нового поколения. Микропоры призваны эффективно отводить воду, которая всегда появляется в пятне контакта шины со льдом. Чем теплее, тем, по идее, лучше должны работать шины Bridgestone. Действительно, при температуре –1oC они обеспечивают даже более эффективное торможение, чем шипованные шины Toyo! Но и в более сильный мороз, при –13oC, шины Bridgestone обеспечивают лучшее замедление, чем нешипованные конкуренты. Хотя при разгоне и в поворотах дела не столь хороши.
На снегу результаты умеренные, а вот со снежно-водяной кашей протектор справляется плохо.
На асфальте шины Bridgestone продемонстрировали полярные результаты: с одной стороны, очень хорошие сцепные свойства на сухом покрытии, с другой — один из самых длинных тормозных путей на мокром асфальте.
В комфорте они уступают шинам Nokian Hakkapeliitta R2. Но тому есть объяснение: чуть жестче реагируя на мелкие неровности, шины Bridgestone уверенно противостоят ударам о крупные. Доведя скорость «ударных» заездов до 95 км/ч, мы так и не смогли пробить шины Bridgestone Blizzak VRX о тарированное препятствие. Это значит, что шины Bridgestone лучше других подойдут для разбитых дорог, и особенно мы рекомендуем их водителям, которые даже в таких условиях не любят снижать скорость. Да и цена привлекательная.
|
|
|
• Тормозные свойства на льду в классе
нешипованных шин
• Ударная стойкость
• Сцепные свойства на сухом асфальте
|
|
• Низкое сопротивление слэшпленингу
• Сцепные свойства на мокром асфальте |
|
Yokohama iceGuard 50 |
Общая оценка: 6,65 |
Размерность |
245/50 R18
(доступен 131 типоразмер от 135/80 R12 до 245/40 R20) |
|
Индекс скорости |
Q (160 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
100 (800 кг) |
Масса, кг |
12,2 |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,5 |
Твердость резины по Шору, ед. |
53 |
Страна-производитель |
Япония |
Шины Yokohama iceGuard — самые «тихоходные» в нашем тесте, рассчитаны на скорость всего-то 160 км/ч. Но мы бы предостерегли от быстрой езды и по другим причинам: мягкий протектор не обеспечивает надежного сцепления ни с мокрым, ни с сухим асфальтом. А пробить боковину — пара пустяков: нас эта участь постигла уже на 60 км/ч.
На зимних покрытиях шины Yokohama тоже не блещут: в большинстве тестов они уступают конкурентам, а при торможении на льду при температуре –13oС пропускают вперед и центральноевропейские шины.
К плавности хода претензий нет, а вот с шумом проблема: после 80 км/ч в даже сквозь отменную шумоизоляцию S-класса проникает высокочастотный зуд.
В итоге самой сильной стороной шин Yokohama iceGuard 50 мы должны признать их доступность. Но поскольку цена не учитывается в итоговом протоколе, то — последнее место.
|
|
|
• Цена
• Плавность хода
|
|
• Сцепные свойства на льду
• Сцепные свойства на мокром и на сухом асфальте
• Низкая ударная прочность |
|
Nokian WR A3 |
Общая оценка: 7,55 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 45 типоразмеров от 195/50 R15 до 285/30 R20) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч |
Индекс грузоподъемности |
100 (800 кг) |
Масса, кг |
12,6 |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,1 |
Твердость резины по Шору, ед. |
51 |
Страна-производитель |
Финляндия |
Производитель рекомендует россиянам использовать шины Nokian WR A3 лишь в Южном федеральном округе. Хотя, судя по нашим испытаниям, ареал их обитания может быть гораздо шире.
Да, шины хорошо работают на асфальте (на сухом покрытии — практически «летний» уровень замедления), вполне комфортны, но ведь и на льду они немногим хуже зимних шин скандинавского типа! А по времени разгона на снегу — и вовсе первое место в абсолютном зачете! Похоже, протектор этих шин и мерседесовская противобуксовочная система работают «на одной частоте». Чего не скажешь о системе стабилизации: в поворотах задняя ось резковато срывается в скольжение, вызывая «панические» срабатывания ESP.
Но, в целом, высокоскоростные шины Nokian WR A3 — очень достойный вариант как для юга России, так и для использования в крупных городах западной части — особенно если речь идет о быстрых мощных автомобилях, владельцы которых в погожие зимние деньки не прочь поездить быстро по подсохшему асфальту.
Но в гололед придется умерить пыл.
|
|
|
• Сцепные свойства на сухом и мокром асфальте
• Высокое сопротивление слэшпленингу
• Высокий уровень комфорта
|
|
• Невысокая ударная прочность
• Сцепные свойства на льду |
|
Michelin Pilot Alpin 4 |
Общая оценка: 7,15 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 64 типоразмера от 235/55 R17 до 295/25 R21) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
12,5 |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
53 |
Страна-производитель |
Венгрия |
В рекламных буклетах обещаны «великолепные тяговые свойства на снегу за счет увеличения на 74% числа цепляющих кромок по сравнению с моделью предыдущего поколения» — и называетcя это «эффектом гусеницы танка»! Конечно, Mercedes, даже S 500, — еще не танк, но по снегу на шинах Michelin Pilot Alpin 4 он разгоняется действительно хорошо. И в поворотах шины держат уверенно, а вот торможение — лишь на невысоком уровне центральноевропейских зимних шин. Но еще хуже, что шины Michelin плохо работают на льду — особенно на «мягком» при околонулевых температурах.
Не было выдающихся результатов и на асфальте: на мокром покрытии они работают на уровне одноклассников, шин Nokian и Continental, а на сухом уже уступают некоторым скандинавским моделям. Остается надеяться, что «за кадром» наших испытаний остались прочие обещанные достоинства шин Michelin: к примеру, их износостойкость и постоянство сцепных качеств.
Любопытно, что шины Michelin Pilot Alpin 4 выпускаются в двух модификациях: с асимметричным рисунком протектора («для всех») и со специально разработанным направленным — для автомобилей Porsche (восемь типоразмеров с маркировкой NO и N1). Как знать, возможно, если бы мы проводили тесты шин на автомобилях Porsche, результаты могли бы быть и другими…
|
|
|
• Высокое сопротивление слэшпленингу
• Сцепные свойства на мокром асфальте
• Поперечные сцепные свойства на снегу
|
|
• Сцепные свойства на льду
• Тормозные свойства на снегу |
|
Pirelli Sottozero 3 |
Общая оценка: 7,15 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 77 типоразмеров от 205/60 R16 до 285/30 R21) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
100 (800 кг) |
Масса, кг |
12,2 |
Глубина рисунка протектора, мм |
8,1 |
Твердость резины по Шору, ед. |
47 |
Страна-производитель |
Италия |
В отличие от предыдущих — асимметричных ненаправленных шин Sottozero первой и второй серий, — шины Sottozero третьего поколения обрели направленный рисунок, напоминающий шины Pirelli Snowcontrol. Не исключено, что именно «направленность» рисунка протектора помогла шинам Pirelli продемонстрировать лучшее сопротивление слэшпленингу. Но в остальных упражнениях этот рисунок надежд не оправдал.
На льду шины работают на характерном для центральноевропейских зимних шин среднем уровне. На снегу хорошо держат в поперечном направлении, но динамика разгона — самая слабая в тесте.
На мокром асфальте шины Pirelli работают лучше мягких северных моделей, но заметно уступают другим конкурентам. Невысок и уровень комфорта для этого класса шин: на неровностях кузов Мерседеса слегка подрагивает, а на скоростях 90—100 км/ч в салон проникает низкочастотный гул.
Не самые подходящие шины для российских дорог — еще и из-за слабых боковин: уже на скорости 65 км/ч шина была пробита о наше тарированное препятствие.
|
|
|
• Высокое сопротивление слэшпленингу
• Сцепные свойства на мокром асфальте
|
|
• Сцепные свойства на льду
• Продольные сцепные свойства на снегу
• Низкая ударная прочность |
|
Continental ContiWinterContact TS 830 P |
Общая оценка: 7,05 |
Размерность |
245/50 R18
(доступны 25 типоразмеров от 205/55 R16 до 245/40 R18) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
12,8 |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,4 |
Твердость резины по Шору, ед. |
53 |
Страна-производитель |
Германия |
Вообще-то, на смену модели ContiWinterContact TS 830 P уже пришли шины следующего поколения — TS 850 P. Но пока что новые шины выпускаются в ограниченном диапазоне типоразмеров и еще не прошли мерседесовскую омологацию. Да-да, в отличие от остальных участников теста, шины ContiWinterContact TS 830 P были одобрены компанией Daimler AG для установки на свои автомобили — в частности, на Mercedes S-класса.
Логично предположить, что такие шины должны обеспечивать высокий уровень комфорта, и это подтвердилось: Continental — одни из самых мягких и тихих шин в нашем тесте.
А еще они обеспечивают лучший разгон на льду среди шин своего класса. В остальном — ничего выдающегося, а на трассе управляемости шины Continental и вовсе разочаровали. Педаль газа приходится буквально гладить: чуть больше тяги — и задние колеса срываются в скольжение, вызывая грубое срабатывание ESP.
Оставили желать лучшего и сцепные свойства на снегу.
А вот на мокром асфальте — минимальный тормозной путь, на сухом — второй результат.
Очевидно, что основное внимание при доводке этих шин было уделено комфорту и безопасности на асфальте. Жаль, что в ущерб зимним качествам.
|
|
|
• Комфорт
• Сцепные свойства на мокром асфальте
|
|
• Сцепные свойства на льду
• Сцепные свойства на снегу
• Управляемость на льду
|
|
Результаты испытаний |
Шипованные шины |
Виды испытаний |
Весомость показателя |
Continental |
Hankook |
Nokian |
Nokian FRT |
Toyo |
Лед |
35% |
|
|
|
|
|
Тормозные свойства |
15% |
9 |
9 |
10 |
10 |
8 |
Разгонная динамика |
10% |
9 |
9 |
10 |
10 |
8 |
Управляемость (время круга) |
10% |
10 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Снег |
20% |
|
|
|
|
|
Тормозные свойства |
10% |
9 |
9 |
10 |
10 |
9 |
Разгонная динамика |
5% |
10 |
9 |
10 |
9 |
10 |
Поперечные сцепные свойства |
5% |
9 |
8 |
10 |
10 |
8 |
Сопротивление слэшпленингу |
5% |
7 |
8 |
7 |
8 |
8 |
Мокрый асфальт |
10% |
|
|
|
|
|
Тормозные свойства |
10% |
8 |
6 |
7 |
7 |
6 |
Сухой асфальт |
10% |
|
|
|
|
|
Тормозные свойства |
10% |
8 |
7 |
9 |
9 |
8 |
Ударная прочность |
5% |
7 |
9 |
8 |
10 |
9 |
Комфорт |
15% |
|
|
|
|
|
Акустический комфорт |
10% |
4 |
5 |
3 |
3 |
6 |
Плавность хода |
5% |
10 |
9 |
10 |
7 |
10 |
Общая оценка |
100% |
7,90 |
7,65 |
8,10 |
8,05 |
7,65 |
Результаты испытаний |
Нешипованные шины
северного типа |
Нешипованные шины центральноевропейского типа |
Виды испытаний |
Весомость показателя |
Bridgestone |
Nokian |
Yokohama |
Continental |
Michelin |
Nokian |
Pirelli |
Лед |
35% |
|
|
|
|
|
|
|
Тормозные свойства |
15% |
8 |
7 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
Разгонная динамика |
10% |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
6 |
5 |
Управляемость (время круга) |
10% |
8 |
9 |
7 |
4 |
7 |
7 |
7 |
Снег |
20% |
|
|
|
|
|
|
|
Тормозные свойства |
10% |
8 |
9 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Разгонная динамика |
5% |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
8 |
Поперечные сцепные свойства |
5% |
9 |
9 |
9 |
7 |
9 |
7 |
9 |
Сопротивление слэшпленингу |
5% |
5 |
7 |
6 |
9 |
9 |
10 |
10 |
Мокрый асфальт |
10% |
|
|
|
|
|
|
|
Тормозные свойства |
10% |
5 |
6 |
5 |
10 |
10 |
10 |
9 |
Сухой асфальт |
10% |
|
|
|
|
|
|
|
Тормозные свойства |
10% |
9 |
8 |
7 |
9 |
9 |
10 |
9 |
Ударная прочность |
5% |
10 |
8 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
Комфорт |
15% |
|
|
|
|
|
|
|
Акустический комфорт |
10% |
9 |
10 |
8 |
10 |
9 |
10 |
9 |
Плавность хода |
5% |
9 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
Общая оценка |
100% |
7,45 |
7,70 |
6,65 |
7,05 |
7,15 |
7,55 |
7,15 |
Источник:
Автомобильный журнал «Авторевю»