+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
В начале нового сезона компания Nokian Tyres сделала официальное заявление о начале выпуска зимней модели шин без шипов. Автопокрышки предназначены для автомобилей класса SUV и на тестировании этого сезона было принято решение использовать их как ориентир самых лучших технических показателей. Именно концерн Nokian Tyres предоставил свои испытательные полигоны для проведения тестирования выбранных заранее моделей в размерности 255/55 R18.
Тестовые заезды проводились в два приема. Первая серия испытаний - «белая» была проведена на финском полигоне в Ивало и включала в себя заезды по снежной и ледяной дороге. Примечательно, что ледяная трасса не создавалась искусственным методом, а дороги были проложены на покрытом льдом озере Таммиярве. Полигон принимает на своих дорогах участников тестирования уже более 20 лет. Зимние тесты на нем проводятся с декабря по май включительно. Он занимает площадь в 700 гектаров, общая протяженность испытательных трасс на нем составляет 28 км.
Среди тестовых дисциплин были произведены некоторые замены. Вместо переставки на покрытой плотным снегом дороге в оценку управляемости был включен подъем на горный склон. В некоторых случаях снежные тесты проводились с отключенной электронной системой курсовой стабилизации (PSM), по мнению экспертов на ледяной поверхности существенного влияния на конечные результаты она не оказывала.
Вторая часть испытаний — «черная», проводилась в городе Нокиа. Это летний полигон компании Nokian Tyres, он был построен чуть более десяти лет назад. Его площадь равна 32 гектарам, а протяженность асфальтовых дорог на нем равна шести километрам. С марта по декабрь на нем проводятся испытания покрышек на сухом и мокром асфальте, оценивается плавность хода автопокрышек, и их шумность. В тесты на асфальте был включен также тест на слэшпленинг (slashplanning). Упражнение направлено на выявление у автопокрышек способности противостоять всплыванию на мокрой дороге, покрытой подтаявшим снегом.
Такое явление как слэшпленинг, несмотря на название иностранного происхождения, достаточно часто встречается на российских зимних дорогах. Он представляет собой слегка подтаявший снег, образующий на проезжей части, кашу. На тестировании в этой дисциплине оценивается поведение шин на мокром снегу и главным критерием при подведении итогов является промежуток времени, на протяжении которого автомобиль с установленными на нем шинами, теряет сцепление с дорогой и начинает всплывать. Для итогового результата имеет также значение скорость автомобиля на момент всплытия.
У автомобилей с полным приводом скорость измеряется при прохождении поворота. На полигоне, трасса для слэшпленинга подготавливается предварительно, путем смешивания снега с водой и нанесения этой каши на поверхность дороги равномерным слоем в 35мм. Стартуют автомобили в тестовой дисциплине со скоростью 40 км/час, постепенно увеличивая ее пошагово на 5 км/час. Кроме граничной скорости потери сцепления регистрируют также величину бокового ускорения.
Момент всплытия шин на мокром снегу хорошо виден со стороны: если из-под колес почти не вылетают снежные брызги, значит вся «каша» осталась под колесами и в ближайшую секунду следует ожидать наступление эффекта слэшпленинга.
Вынесенная за рамки тестов новая шина Nokian Hakkapeliitta R Sport Utility Vehicle, представляющая последнюю разработку компании, владельца полигона, в пробном заезде показала очень высокие результаты на любом покрытии: снег, лед, мокрый и сухой асфальт, слэшпленинг.
Высокие финишные итоги заставили все остальные модели шин работать на границе своих технических возможностей. В нелегкой борьбе за первое место в рейтинге соревновались: Michelin Latitude X-Ice; Continental CrossContactViking; Pirelli Scorpion Ice & Snow; Bridgestone Blizzak DM-Z3; Kumho KC-15 I’zen RV Asymmetric; Vredestein Wintrac4Extreme.
Nokian Hakkapeliitta R Sport Utility Vehicle - 946,1 балла | |||||||||||||||||
|
фрикционная шина нового поколения Nokian принадлежит к маркам скандинавского типа и предназначена для суровых северных зим. Для ее изготовления был использован запатентованный состав резиновой смеси. Добавление в резину натурального каучука, рапсового масла и кремния сделало ее твердость оптимальной для обеспечения хороших сцепных свойств на любом дорожном покрытии. Формула смеси усиливает крепость резины и противостоит ее разрыву.
На покрытой льдом дороге, шины вели себя уверенно и предсказуемо. Сцепление с трассой плотное, без пробуксовок, полностью поддающееся контролю. Движение по заснеженной прямой дороге требовало минимальной корректировки. Автомобиль четко выполнял все рулевые команды.
Уверенно ехала машина с покрышками Nokian Hakkapeliitta К SUV и по глубокому снегу. Легко маневрируя в снежных торосах, она преодолевала дистанцию без пробуксовок и закапывания. Наступление слэшпленинга происходило на максимально допустимой в повороте, скорости движения. Усиление шума от эксплуатации покрышек происходило только на поворотах, на прямой трассе акустический комфорт держится в рамках допустимых характеристик.
Оценки:
+ короткий тормозной путь на ледяной и снежной поверхности; стабильная управляемость; проходимость и курсовая устойчивость; высокое сопротивление слэшпленингу.
- незначительное нарушение четкости движения на мокром асфальте.
1 место: Michelin Latitude X-Ice – 872,3 балла | |||||||||||||||||
|
В сложных условиях российских дорог автопокрышки Michelin демонстрировали на льду оптимальное соотношение безопасности и комфорта. Рисунок на протекторе имеет увеличенное количество кромок, цепляющихся за дорожное покрытие, усиливая сцепные качества и сокращая длину тормозного пути на ледяной и покрытой снегом дороге. Технологические свойства резины дают ей возможности сохранять эластичность при низких температурах. В процессе движения такая покрышка буквально «липла» ко льду.
Качественное поперечное сцепление обеспечивало прочную устойчивость курса, плавное увеличение скорости, нерезкое торможение на любой поверхности позволяло сохранять намеченную траекторию. Возникновение скольжения поддавалось контролю и при необходимости с легким притормаживанием, преодолевалась дуга поворота без задержек и сносов.
Дорогу, занесенную глубоким снегом, шины преодолевали без напряжения с высокой степенью проходимости, не выказывая склонности к закапыванию. Повороты не превращались в непреодолимые препятствия.
Слэшпленинг, одна из немногих дисциплин, прохождение которой было неидеальным. Момент всплытия на снежной каше наступал гораздо быстрее, чем у Nokian.
Шумели покрышки больше или меньше в зависимости от покрытия. Неровности и дорожные швы сопровождались характерными шлепками.
Оценки:
+ отличные характеристики разгона по снегу; качественные тормоза на заснеженной трассе; прогнозируемая управляемость на снегу и льду; высокая проходимость;
- низкое сопротивление слэшпленингу; неуверенные тормоза на сухой и мокрой дороге.
2 место: Continental CrossContactViking – 867,6 балла | |||||||||||||||||
|
Создатели этой модели, направили свои усилия на разработку покрышки высокого качества, способной преодолевать все возникающие препятствия на зимних трассах. На испытаниях шины продемонстрировали высокие тормозные и сцепные характеристики на ледяной и заснеженной дороге. Шина обеспечивала эффективное сцепление в преодолении мокрого снега и уверенную устойчивость автомобиля на допустимой скорости, исключая неожиданный переход в скольжение.
Противоположный результат наблюдался при езде по покрытой льдом поверхности. Любое скольжение по льду почти всегда выглядело затянутым по времени, его начало наступало неожиданно, и его исход достаточно тяжело было спрогнозировать. Некоторое время испытателям приходилось привыкать и к быстрой потере сцепления и к такому же быстротекущему процессу его восстановления.
На укатанном снегу ощущалось легкое рысканье шины по дороге, однако рассчитанное заранее подруливание способно было удержать курс. При совершении маневров необходимо избегать высоких скоростей, безопасность движения нарушалась угрозой ухода автомобиля в снос и как следствие — без дополнительной корректировки курса в занос. Необходимо также учитывать на снегу временной промежуток, который нужен был покрышке на реагирование уже совершенного водителем изменения курса.
Снег глубиной 15 мм автопокрышки преодолевали с пробуксовкой, повороты проезжали неохотно, при любом удобном случае, колеса стремительно закапывались в снег.
Неровности на мокром асфальте приносили вред курсовой устойчивости, из-за них хорошо были слышны вибрации, и нарушалась плавность хода.
Оценки:
+ оптимальная длинна тормозного пути на ледяной и снежной трассе;
3 место: Pirelli Scorpion Ice & Snow – 865,2 балла | |||||||||||||||||
|
Эксперты вынесли свой вердикт по результатам тестирования: использовать покрышки можно только на поверхности, частично покрытой снегом и льдом. На больших скоростях допустимы поездки по мокрой и сухой заасфальтированной дороге.
Данные шины разработаны в первую очередь для внедорожников с учетом таких их особенностей как большой вес и высокое расположение центра тяжести.
В состав резиновой смеси включены три полимера различного качества, которые взаимодействуют между собой и под воздействием температуры меняют структуру пластичности смеси. Резина остается одинаково эластичной в температурных режимах от -40 до +7 градусов по Цельсию.
Несмотря на технологию Pirelli Adaptive Compound Technology, применяемую при производстве покрышек, их характеристики на льду явно снизились. Уменьшилась плотность сцепления, а скольжение требуют более тщательного контроля.
Постоянная задержка на повороты руля заставляла увеличивать траекторию дуги, при этом попасть в заданный радиус можно было, только ожидая, когда закончиться снос, или еще больше довернуть руль, углубление поворота необратимо приводило к плохо контролируемому заносу, справиться с которым по силам только опытному водителю.
Слэшпленинг проходил без каких-либо достижений, но и не принес неприятных неожиданностей. К мокрому и сухому асфальту модель оказалась более благосклонна, сцепление уверенное, управляемость стабильная, тормозной путь в пределах допустимой нормы. Шум качения хорошо слышен, изменение структуры дороги меняло тональность шумового сопровождения.
Оценки:
+ отличные тормозные свойства и курсовая устойчивость на мокром и сухом асфальте, сопротивление аквапланироанию; проходимость;
- слабый разгон на льду и по снегу; длинный тормозной путь; существенные замечания по комфорту и устойчивости на зимних трасах.
4 место: Bridgestone Blizzak DM-Z3 – 857,3 балла | |||||||||||||||||
|
У протектора Bridgestone уникальная пористая структура на поверхности, запатентованная компанией под названием Tube Multicell Compound. Состав последнего поколения с компонентами и порами, заменяющими шипы, отвечает за надежные сцепные свойства. Микроканавки Riblet, расположенные на покрышке в продольном направлении, удаляют водяную пленку, появляющуюся на льду, и улучшают общие характеристики сцепления. Специальные блоки эффективно распределяют рабочее давление в пятне контакта, повышая общие тягово-сцепные свойства шины.
Полное взаимопонимание с дорогой у покрышек проявлялось сразу же на старте. Повороты на снегу и ледяной трасе у транспортного средства уверенные, снос контролируемый. Радиус поворота уменьшался на скользкой поверхности за счет хорошо прогнозируемой управляемости. Изменение курса без резких манипуляций рулем не влекло за собой обязательного сноса, а легкое подруливание не позволяло машине терять траекторию.
Участки с глубоким снегом автомобиль проезжал ровно, без закапывания, едва заметную пробуксовку наблюдали эксперты лишь на старте. Значительно снизили общий бал показатели слэшпленинга. В снежной каше покрышки потеряли сцепление с дорогой раньше своих конкурентов.
Небольшой скоростной режим сопровождался громким шумом от шин, увеличение скорости приводило к снижению шумового сопровождения.
Оценки:
+ отличные тормозные характеристики на льду и по снегу; управляемый старт на зимних дорогах; поперечное сцепление;
- очень низкий коэффициент сопротивления слэшпленингу; слабый комфорт; курсовая управляемость на асфальтном покрытии; плохие тормоза.
5 место: Kumho KC-15 I’Zen RV Asymmetric – 850,4 балла | |||||||||||||||||
|
Центральные и боковые блоки протектора, размещенные на покрышке в большом количестве и ассиметричное строение рисунка протектора оригинальной формы, обеспечивают покрышке Kumho высокие тормозные и сцепные характеристики. В резиновую смесь покрышки включены полимеры, в том числе кварц, который улучшает износостойкость, снижает сопротивление качению и соответственно увеличивает экономию топлива, повышая сцепные характеристики на мокрой дороге.
Зимние дисциплины выполнялись покрышкой удовлетворительно. Даже малейшее препятствие на льду приводило к бесконтрольному уходу в скольжение на крутом повороте, в котором без постоянного подруливания автомобиль быстро уходил в занос. От водителя требовалась максимальная концентрация внимания, чтобы сохранить курсовую устойчивость без изменений.
На прямой снежной трассе, машина держалась ровно, но рулевые команды поступали с задержкой, что непосредственно влияло на управляемость. Неуверенность в управлении присутствовала и при езде в глубоком снегу. На мокром и сухом асфальте покрышки все тестовые дисциплины выполняли качественно, без существенных замечаний со стороны специалистов.
Оценки:
+ тормозные качества на сухом асфальте; плавность хода по мокрой и сухой дороге; курсовая устойчивость на асфальте;
- сцепление на ледяной дороге и покрытой неглубоким снегом; управление на зимнем покрытии.
6 место: Vredestein Wintrac4Extreme – 799,8 балла | |||||||||||||||||
|
Рекомендации экспертов: безопасность движения гарантирована только на покрытиях без снега и льда. На максимальной, заявленной производителем скорости, допустимо ездить на мокром и сухом асфальте.
Направленный W-образный рисунок протектора разрабатывала именитая итальянская дизайнерская студия Джуджаро. Рисунок предусматривает элементы самоочистки покрышки от снега, что по замыслу должно обеспечивать высокие характеристики сцепления и управляемости. Однако на практике в данном тестировании подобные предположения не подтвердились.
На льду скорость ограничивалась постоянным сносом, очень затянутым у передней оси. Невозможно точно предугадать момент ухода в скольжение и возврата на курсовую траекторию. В глубоком снегу передвижение блокировалось моментально, как только элементы протектора забивались спрессованным снегом. Повороты затруднены и практически невозможны, из тороса выбираться можно только задним ходом.
На асфальте все результаты значительно лучше, акустический комфорт на уровне среднестатистических показателей, жесткость шины заставляла автомобиль реагировать на малейшие неровности.
Оценки:
+ за все дисциплины на сухом и мокром асфальте (тормоза, курсовая устойчивость, управляемость);
Сводные таблицы:
Автор: За рулем
Теги: За Рулем, тест шин, тест зимних шин, Michelin Latitude X-Ice, Nokian Hakkapeliitta R SUV, Continental CrossContactViking, Pirelli Scorpion Ice & Snow, Bridgestone Blizzak DM-Z3, Kumho KC-15 I’zen RV Asymmetric, Vredestein Wintrac4Extreme