Эксперт газеты «Авторевю» Олег Растегаев вместе со своими коллегами посетил испытательный полигон, где протестировал
шины собственного изготовления и новинки предстоящего зимнего сезона. В первой части программы участникам было предложено самим разработать протектор зимних шин Continental, и они погрузились в дискуссии касательно количества ламелей в каждой шашке протектора, под каким углом их расположить и какой глубины сделать.
Понятно, что это была игра (хотя, по легенде, примерно так в свое время и родились знаменитые спортивные шины НИИШП-Ралли), но игра поучительная. По задумке организаторов, журналистов разделили на шесть команд и выдали им заготовки автошин с уже нарезанными крупными блоками. Таким образом, участникам предстояло выбрать ширину, глубину, количество и угол наклона ламелей.
Вспоминая эволюцию зимних шин, невозможно пройти мимо истории появления ламелей. В 1975 году в странах центральной Европы вступил в силу закон запрещающий использование шипованных шин. Шинные производители были вынуждены направить свои силы на создание эффективных фрикционных зимних шин. Во-первых, технологи стали проводить смелые эксперименты с резиновой смесью протектора для поисков высокоэластичных связей. Во-вторых, озаботившись нехваткой стандартных прорезей и канавок, специалисты были вынуждены искать новые технологические решения, повышающие характеристики зимних шин на сложных зимних покрытиях. Для достижения эффективного поведения на льду количество кромок протектора в пятне контакта необходимо было существенно увеличить. Но обратной стороной увеличения прорезей была деформация блоков протектора, которая ухудшала поведение шины на асфальтовых покрытиях. Помимо того, существовавшие в то время технологии не позволяли столь мелко нарезать протектор.
В конце восьмидесятых годов стали доступны секторные пресс-формы, позволяющие «отливать» шины с мелкими самоблокирующимися ламелями, получившими в дальнейшем название 3D-ламели. За счет своей формы с выпуклостями и расположенными напротив впадинами, удалось достичь сбалансированных сцепных характеристик в разных направлениях и ограничить деформацию блоков протектора. Это помогло сохранить приемлемые сцепные свойства зимних шин на асфальте. Сегодня автошины с трехмерными ламелями производят почти все шинные компании, включая отечественных производителей.
Представителям прессы было предложено заняться созданием покрышек образца восьмидесятых годов с обычными прямыми прорезями. А все для того, чтобы шины успели изготовить за одну ночь.
Специалисты из отдела Continental Carving Tire нарезают в год около 2000 шин. На создание опытной летней покрышки уходит в среднем шесть часов, а зимняя с множеством мелких прорезей-ламелей может потребовать до 40 часов работы. По эскизам участников мероприятия зимние шины были нарезаны за одну ночь. Схема нанесения ламелей на этой шине — авторская работа группы российских журналистов. Как показали результаты испытаний, автошины обеспечивают высокие тормозные свойства и хорошо держат в поворотах.
Твердость резиновой смеси протектора предоставленных для нарезки шин-заготовок составила около 62 единиц по Шору. Для привычных нам зимних шин этого много. Обычно такие шины используют в среднеевропейских странах с умеренным климатом, так как они способны обеспечивать эффективные показатели как на снежных и ледяных покрытиях, так и на асфальте. Так как предстоящее испытание подразумевало тестирование шин только на снежной трассе, было принято решение в пользу податливого протектора с хорошим зацепом на укатанном снегу. Значит необходимо сделать как можно больше ламелей максимально возможной глубины. Осталось определиться с их направлением. Ведь если протектор снабдить однонаправленными ламелями, расположенными под углом 90 градусов, то они смогут эффективно работать только при разгоне и торможении, но не при маневрировании. В итоге решено использовать разнонаправленную схему ламелизации: на разных блоках протектора направление ламелей будет разным. Подготовленный эскиз был отдан резчикам.
На экране результаты испытаний «авторских» шин команды российских журналистов на укатанном снегу. Тормозной путь со скорости 40 км/ч -16,49 м, замедление - 3,75 м/с2 и боковое ускорение - 3,33 м/с2. Для оценки поперечных сцепных свойств водитель движется с постоянной скоростью 30 км/ч по синусоиде — чем лучше шины держат в поворотах, тем выше пики боковых ускорений.
Сотрудники отдела Continental Tire Carving (carving от англ. нарезка) – это команда профессиональных резчиков. Специально для мероприятия их оторвали от работы над тестовыми экземплярами будущих шин Continental. Не секрет, что разработка новой модели шин сопровождается десятками вариантов рисунка протектора. Несмотря на то, что некоторые варианты отсеиваются еще на стадии компьютерного моделирования, без натуральных испытаний не обойтись. Это означает необходимость создания опытных образцов. Делать для каждого варианта собственную пресс-форму нецелесообразно по времени и стоимости: современная пресс-форма стоит не меньше десяти тысяч евро.
Наряду с 17-ю резчиками в отделе Tire Carving трудятся три робота, которые существенно упрощают и сокращают долю ручного труда. В основном над созданием опытных образцов трудятся именно роботы, а резчики обычно выполняют спецзаказы – например изготовление «художественной» шины для концепт-кара к автосалону.
В процессе демонстрации нарезки протектора участникам выдалась возможность самостоятельного нанесения нескольких ламелей. Аппарат со специальной режущей головкой в форме петли с электроподогревом разрезает протекторный блок как нож масло.
Утром нас встретили шесть BMW 118i обутых в наши авторские шины и оснащенные специальной измерительной аппаратурой. Нам предстояло пройти всего два испытания на укатанной снежной трассе. Тест на торможение проходил со скорости 40 км/час до полной остановки автомобиля. Во втором тесте шинам предстояло пройти проверку на специально подготовленной извилистой трассе на постоянной скорости 30 км/час. В первой дисциплине аппаратура фиксирует замедление и тормозной путь, во второй — боковую перегрузку.
Результаты замеров показали, что наша команда выбрала верный путь, достигнув практически идеального соотношения между сцепными характеристиками в продольном и поперечном направлениях. Но в нашей концепции нет ничего удивительного, достаточно внимательно посмотреть на протекторы современных зимних шин изрезанных разнонаправленными ламелями.
Организаторы отказались от выявления победителей в тесте. Отчасти виной тому был теплый циклон, обосновавшийся на территории Скандинавии во время теста. Но в первую очередь из-за разной подготовки участников заездов. Так как немногие из участников занимаются профессиональными испытаниями шин, то большинство не вняли советам специалистов Continental. Ведь для получения корректных результатов нужно предельно точно выдерживать режимы во всех заездах. Торможение необходимо выполнять строго с одной скорости резким ударом по педали тормоза, чтобы сразу срабатывала антиблокировочная система. В случае прохождения «слаломной» трассы движения рулем должны быть плавными и поворачивать его нужно под одинаковыми углами. В противном случае получаем колоссальный разброс результатов от заезда к заезду, и говорить о корректности результатов в данном случае просто смешно.
Автошины Continental WinterContact TS 850 предназначены для мягкой европейской зимы, а модель ContiVikingContact 6 спроектирована для регионов с суровыми климатическими условиями. Первой характерны скругленные плечевые зоны и меньшая длина ламелей, что обеспечивает ей эффективные характеристики на асфальте. Вторая отличается массивными блоками в плечевой зоне протектора и более мягкой резиновой смесью сохраняющей эластичность при экстремально низких температурах.
Второй частью программы было тестирование двух зимних новинок созданных уже профессиональными конструкторами из компании Continental на ледяной трассе. Специально для теста нам подготовили два одинаковых Mercedes-Benz A-Class, один из которых был «обут» в шины центральноевропейского типа Continental ContiWinterContact TS 850P, а второй - в шины ContiVikingContact 6, предназначенные для использования в более суровом климате. Разгон и торможение лучше показали покрышки скандинавского типа, так как в протекторе использована более мягкая резиновая смесь твердостью 52 единицы по Шору против 62 единиц у шин TS 850 P. Модель ContiVikingContact 6 обладает большим количеством ламелей обеспечивающих хорошее сцепление со скользкой поверхностью. Помимо прочего, в отличие от предшествующей модели ContiVikingContact 5, большинство ламелей в центральной части протектора расположено под углом, а не перпендикулярно к плоскости вращения колеса. В прошлогоднем
зимнем тесте шин Авторевю шины ContiVikingContact 5 порадовали хорошим торможением, но «держак» в поворотах был так себе. Видимо специалисты компании Continental провели работу над ошибками и поэкспериментировали с нарезкой ламелей. Но основное внимание, несомненно, было уделено поведению шины на асфальтовом покрытии, к чему подтолкнула новая маркировка шин, вступившая в силу в Европе в 2012 году. Новые требования повлекли за собой работы по снижению сопротивления качению, для соответствия требованиям класса С, результатом которого было улучшение на 15 процентов! Для этого площадь негативного профиля была уменьшена на четыре процента, что означает снижение общей площади канавок протектора. Детально присмотревшись заметно, что основные канавки стали уже, чем на предыдущей модели, что несомненно неплохо для ровных очищенных европейских дорог. Но для Российских дорожных реалий все же предпочтительнее шины с агрессивным рисунком протектора.
В фрикционных центральноевропейских шинах ContiWinterContact TS 850 P также изменили ламелизацию протектора — ламелей стало больше и изменился угол их наклона. Согласно озвученным данным представителей Continental, показатели управляемости на снегу стали на пять процентов лучше. В замерах на асфальте шины показали также пятипроцентную прибавку в управляемости и тормозных свойствах. Этого удалось добиться благодаря более плотному расположению шашек протектора и увеличенной жесткости каркаса в поперечном направлении. В итоге шины ContiWinterContact TS 850 P по сопротивлению качению и по тормозным свойствам на мокром асфальте соответствуют классу С.
Соответствие классу С даже для летних моделей шин является высоким достижением, а для зимних - и вовсе шикарный результат. Подтверждением тому служит широкий список автопроизводителей, одобривших модель ContiWinterContact TS 850 P для первичной комплектации своих автомобилей, среди которых Audi, Mercedes-Benz и BMW. Оказывается в зимний период, часть машин поступает в продажу на зимних шинах. О том, какие производители одобрили шины Continental для своих автомобилей, можно понять по специальной маркировке на их боковине: аббревиатура MO – Mercedes-Benz, AO – автомобили Audi, а пятиконечная звезда означает омологацию для BMW.
Заезды по трассе управляемости в очередной раз доказали, что даже хорошие зимние шины не могут застраховать от водительских ошибок. На этот раз со скоростью перебрал коллега из Италии.
На шинах ContiWinterContact TS 850 P удалось также прокатиться по извилистой снежной трассе на автомобилях Audi A4 и BMW 320. Хоть они и не показали соизмеримого шинам ContiVikingContact 5 сцепления, но скольжения начинались плавно и легко контролировались. Особое удовольствие доставило управление заднеприводным BMW с отключенной системой стабилизации.
Жаль, не получилось сравнить эти шины с нарезанным по нашим лекалам комплектом. А вдруг бы случился конфуз? Едва ли. Да и читателям, конечно, гораздо интереснее то, как новые
шины Continental поведут себя в сравнении c конкурентами в последующих тестах шин Авторевю.