+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Эксперты журнала «За рулем» продолжают проводить испытания актуальных моделей зимних шин. В октябрьском номере популярного российского автоиздания опубликованы итоги очередного сравнительного теста, в котором испытаниям подвергли восемь моделей шипованных шин размера 235/60R18. Шины такого типоразмера подходят для многих моделей кроссоверов - от премиальных Audi Q5 и Мегсеdes-Вепz GLC до популярных Kia Sorento или Hyudai Santa Fe.
При этом журналисты выбрали для испытаний шины разных ценовых категорий. Самая дорогая модель среди конкурсанток - финская Nokian Tyres Hakkapeliitta 10p SUV, которая стоит более 20 тысяч рублей. Впервые в тестах журнала «За рулем» приняла участие Goodyear UltraGrip Arctic 2 SUV, пришедшая на смену той же модели первого поколения. Цена на сделанную в Германии шипованную шину тоже оглушительная - 17 с лишним тысяч рублей.
По мнению журналистов «ЗР», непривычно недорогой представляется на фоне предыдущих конкурсанток чуть подновленная Continental IceContact 3 российского производства. И это при ценнике в 16 тысяч рублей. Всего на 500 рублей дешевле «россиянки» сваренная в Индонезии Hankook Winter i*Pike X, которая является кроссоверной версией известной модели Hankook Winter i*Pike RS2.
Вторую представительницу финского бренда Nokian Tyres в этом тесте - модель Nordman 8 SUV и популярную в Зауралье «японку» Yokohama iceGuard Stud iG65 объединяют российское производство и цена менее 15 тысяч рублей. Наиболее доступными моделями шин, принявшими участие в этом сравнительном тесте, были сербская Tigar SUV Ice, за которую просили 11 тысяч рублей, и наша отечественная шипованная резина Viatti Bosco Nordico по цене 7 500 рублей.
При троекратной разнице в цене между шинами-конкурсантками, разница в количестве шипов на их протекторах была двукратной. Например, 222 шипа у Nokian Tyres Hakkapeliitta 10p SUV и всего 11З шипов у Viatti Bosco Nordico. Заметим, что Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств ограничивает максимальное количество шипов в шинах. Их должно быть не более 60 штук на погонный метр протектора. Посчитаем. У шин размера 235/60R18 длина протектора составляет 2,32 метра. Это значит, что максимально допустимое регламентом количество шипов для шин такого типоразмера составляет 139 штук. Но, есть одно «но». Если шина с большим количеством шипов успешно справится с дополнительным тестом по износу дорожного покрытия, то требования регламента на неё не распространяются.
Итак, в сравнительном тесте журнала «За рулем» 2022 года для шипованных шин размера 235/60R18 приняли участие:
- Continental IceContact 3;
- Goodyear UltraGrip Arctic 2 SUV;
- Hankook Winter i*Pike X;
- Nokian Tyres Hakkapeliitta 10p SUV;
- Nokian Tyres Nordman 8 SUV;
- Tigar SUV Ice;
- Viatti Bosco Nordico;
- Yokohama iceGuard Stud iG65.
Тесты шин на снегу и льду проходили в феврале в Швеции окрестностях Арвидсъяура при температуре от -2 до -15°С. Характеристики зимних шин на асфальте эксперты проверяли в окрестностях города Йиславед на юге Швеции в апреле, когда дороги уже подсохли, а температура воздуха ещё оставалась в «зимних» значениях от +1°С до +7°С. В качестве тестового автомобиля использовался кроссовер Audi Q5 40 TDI, оборудованный профессиональным измерительным комплексом Racelogic Vbox, работающим со спутниками ГЛОНАСС и GPS.
ИСПЫТАНИЯ НА ЛЬДУ
По традиции тестирование шипованных шин начинается с испытаний на самом коварном зимним покрытии - голом льду. Первым делом эксперты «За рулем» оценивают продольное сцепление, измеряя время разгона с места до 20 км/ч и тормозной путь со скорости 20 км/ч до 5 км/ч с работающими в штатном режиме антипробуксовочной и антиблокировочной системами тестового автомобиля.
Лучший продольный зацеп у Nokian Tyres Hakkapeliitta 10p SUV, которая доминировал как на разгоне, так и на торможении. Слабее всех в этих дисциплинах выступила Viatti, отставание которой от лидера на ускорении составило 26 процентов, а тормозной путь оказался длиннее почти на треть. Похожий расклад и в испытаниях на ледовом круге: Hakkapeliitta уверенно опередила всех конкуренток, а Viatti показала худший результат, уступив времени лидера 14 процентов.
По показаниям приборов расклад понятен. А как оценили управляемость на извилистой ледяной трассе водители-испытатели? По их субъективным оценкам самое надежное и прогнозируемое поведение на льду показали Continental и Nokian Tyres Hakkapeliitta, у которых точные и понятные реакции на повороты руля, а также плавные и предсказуемые скольжения. Сложнее всего управлять автомобилем на шинах Tigar, которые лениво откликаются на команды руля и не позволяют однозначно определить, катятся еще передние колеса по льду или уже скользят. То же самое с дозированием тяги: Tigar не дает понимания о срыве в пробуксовку, заставляя водителя чувствовать себя неуверенно за рулем своей машины.
ИСПЫТАНИЯ НА ЗАСНЕЖЕННОЙ ДОРОГЕ
Снег является самым распространенным покрытием зимних дорог и вторым по степени опасности. Поэтому журналисты «За рулем» в первую очередь оценили сцепные свойства шин-конкурсанток при разгоне с места до 40 км/ч как с активированной, так и с отключенной системой контроля тяги, а также при торможении со скорости 40 км/ч до 5 км/ч.
Разброс результатов оказался куда меньше, чем на льду, и не превысил 10 процентов. Во всех трех дисциплинах лучший результат показала Continental IceContact 3, а худший - Tigar SUV Ice, компанию которой при разгоне с включенной электроникой составили Hankook и Viatti.
При оценке курсовой устойчивости автомобиля и его поведении при плавном маневрировании на высокой скорости экспертам больше всех понравились шины Nokian Tyres Hakkapeliitta, к которым не возникло абсолютно никаких претензий. Худшую же оценку получила Tigar из-за нехватки точности и скорости реакций на команды руля, сочетающихся с недостаточной информативностью. Кроме того, на шинах сербского бренда тестовый Audi начинал рыскать на прямой.
На извилистой заснеженной трассе, как и на льду, лучшую управляемость обеспечивают Continental и Nokian Tyres Hakkapeliitta. Труднее всего справляться с управлением автомобилем на шинах Tigar, так как при низкой точности рулевого управления, ощущается еще и нехватка сцепления. Начало скольжений непредсказуемо, да и продолжаются они слишком долго.
Проверка выполнения такого экстремального маневра, как «переставка», имитирующего смену полосы движения на скоростях 40-60 км/ч, проходила на длинном и широком заснеженном плато. Лучше других с резким перестроением справилась Hakkapeliitta. При этом ей немного не хватало точности. А худшей в очередной раз стала сербская Tigar, к предыдущим проблемам которой добавился еще и широкий баланс поворачиваемости, когда в начале маневра автомобиль сносит, а после перестроения заносит, что осложняет езду по желаемой траектории.
ИСПЫТАНИЯ НА ГЛУБОКОМ СНЕГУ
Goodyear, Hakkapeliitta 10p и Nordman 8 позволяют автомобилю настойчиво пробираться вперед и уверенно маневрировать в глубоком снегу, а если сугробы станут слишком большими - позволят выбраться задним ходом.
Хуже других не снежной целине чувствуют себя Hankook и Viatti. Обе с трудом трогаются с места, боятся пробуксовки и неохотно маневрируют. Журнал «За рулем» предупреждает, на этих шинах в глубокий снег без лопаты лучше не соваться.
ИСПЫТАНИЯ НА АСФАЛЬТЕ
Лучшей с точки зрения поведения на высокой скорости оказалась сербская Tigar. К остальным участницам у проводивших испытания журналистов были претензии, от незначительных до существенных. При этом меньше других им понравились шины Goodyear, которые с ленцой реагировали на повороты руля, заставляли тест-пилотов чуть больше поворачивать баранку и проявляли склонность к рысканию.
Комфортнее же всего ехать по асфальту на зимних шинах Continental IceContact 3, которые не досаждают излишним шумом и мягко преодолевают неровности дороги. Такой же плавный ход обеспечивают шины Nokian Tyres Hakkapeliitta. Как отмечают эксперты, откровенно жестких моделей среди участниц теста не оказалось, а вот по акустическому комфорту был зафиксирован антирекорд, автором которого стала Tigar. Она нарочито громко озвучивает все дорожные неровности, да ещё очень неприятно гудит.
Последним дорожным испытанием стало торможение на мокром и сухом асфальте. Абсолютно лучшие результаты в обеих дисциплинах показала Tigar SUV Ice. Самый длинный тормозной путь на мокрой дороге со скорости 60 км/ч до 5 км/ч у Viatti, которая уступила лидеру 2,3 метра. На сухом асфальте хуже всех со скорости 80 км/ч до 5 км/ч тормозит Nokian Tyres Nordman, отставание которой от Tigar составило 2,8 метра.
Примечательно, что в ходе испытаний на асфальте практически не было зафиксировано потерь шипов. Причина заключается в использовании автомобиля с постоянным полным приводом, который более равномерно распределяет крутящий момент по колесам, а значит и по шипам. За все время испытаний из всех 32 шин вылетел один-единственный шип, который потеряла Yokohama.
ОЦЕНКА ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ
Топливная экономичность шин оценивалась в лаборатории, путем определения коэффициента сопротивления качению на барабанном стенде. Эффективнее всех использовать топливо позволяет Hakkapeliitta, а самый большой расход топлива будет у автомобиля на шинах Viatti. В расчете на 100 км пути разница составляет около 150 мл. Не так уж много.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА И ИТОГОВЫЕ МЕСТА
По мнению журналистов «За рулем», результаты этого сравнительного теста интереснее всего рассматривать с учетом того, сколько в какой шине шипов и на сколько они выступают над протектором.
Первое место заняла Nokian Tyres Hakkapeliitta 10P SUV, у которой 222 шипа со средним выступанием на 1,3 мм. Максимальное число шипов обеспечивает ей лучшие характеристики производительности на зимних покрытиях и особенно на льду, но лишь третье место на асфальте.
Занявшая второе место Continental IceContact 3 (209 шипов/1,2 мм) лидирует по комфорту езды. Во всём остальном у неё вторые места. Это самая сбалансированная шина в тесте.
Третьей в общем зачете стала Goodyear UltraGrip Arctic 2 SUV (220 шипов/1,3 мм). По классификации журналистов «ЗР» она относится уже к «хорошим» шинам (от 850 до 899 баллов), а не «отличным» (900 баллов и больше). Goodyear - единственная, кто нарушил закономерность «количество шипов - занятая позиция». Причина - недостаток производительности на асфальте, а также низкий уровень ездового комфорта и топливной экономичности.
На четвертом месте расположилась Nokian Tyres Nordman 8 SUV (186 шипов/1,3 мм). Свои лучшие свойства финская шиповка проявляет на снегу и льду. В то же время она не слишком уверенно чувствует себя на очищенном асфальте из-за недостатка зацепа.
Пятая в рейтинге - средняя и ровная по всем характеристикам Yokohama iceGuard Stud iG65 (173 шипа/1,3 мм), не имеющая каких-либо предпочтений и ограничений.
Лишь на шестой строчке в зоне «посредственных» (от 800 до 849 баллов) продуктов по классификации журнала «За рулем» расположилась Hankook Winter i*Pike X (170 шипов/0,9 мм). Эта премиальная модель умудрилась пропустить вперед шины эконом-класса и оказалась заметно слабее своей легковой версии Hankook Winter i*Pike RS2, которая в тестах «ЗР» стабильно занимала места среди «отличников» и «хорошистов». Южнокорейскую шиповку подвели не только недостаточно выступающие шипы, но и рисунок протектора, который неспособен обеспечить приличный уровень зацепа на снегу.
Сербская Tigar SUV Ice (136 шипов/0,9 мм) выглядела откровенно слабо на снегу и льду, а также была очень жесткой и шумной на асфальте. Эксперты считают, что использовать эту модель допустимо лишь на хорошо очищенных дорогах. По обледеневшим и заснеженным трассам ехать на этих шинах необходимо предельно аккуратно, с хорошим запасом и полагаясь на электронные системы безопасности автомобиля.
Отечественные шины Viatti Bosco Nordico (113 шипов/0,7 мм) уверенно заняли последнее место. Эксперты «ЗР» задаются резонным вопросом: «Зачем вообще этим покрышкам шипы, если их количество меньше разрешенного, а выступание твердосплавных вставок ниже даже минимально предписанного Техрегламентом (0,7 мм против 0,9)?» Неудивительно, что на льду эти шипованные шины не обеспечивают достаточного зацепа. Остается только надеяться, что производитель изменит технологию ошиповки. С другой стороны, Viatti заняла третье место по акустическому комфорту. Согласитесь, слабое утешение.
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ
Для того, чтобы оценить насколько сбалансированы между собой стоимость и характеристики протестированных шин, журнал «За рулем» использует собственную методику определения «справедливой цены».
В режиме жесткой экономии максимальную выгоду принесет покупка комплекта российских шин Viatti Bosco Nordico, которые на 29 процентов дешевле «справедливой цены». Высокие характеристики без переплаты за «премиальность» предлагает Continental IceContact 3 (выгода 13 процентов). Nokian Tyres Nordman 8 SUV и Yokohama iceGuard iG65 продаются с «демпингом» в 7 и 5 процентов соответственно. Оставшаяся половина участниц теста, по мнению редакции «ЗР», переоценена. Меньше всего переплатить (всего 2 процента) придется при покупке шин Tigar SUV Ice. Ценники моделей Goodyear UltraGrip Arctic 2 SUV и Nokian Tyres Hakkapeliitta 10P SUV выше «справедливых» на 9 процентов. Антирекорд принадлежит Hankook Winter i*Pike X, чья стоимость, по экспертным оценкам, завышена почти на треть.
Автор: За рулем
Теги: зимние шины, шипованные шины, тесты шипованных шин, За рулем, Continental IceContact 3, Goodyear UltraGrip Arctic 2 SUV, Hankook Winter i*Pike X, Nokian Tyres Hakkapeliitta 10p SUV, Nokian Tyres Nordman 8 SUV, Tigar SUV Ice, Viatti Bosco Nordico, Yokohama iceGuard Stud iG65