Продукция ОАО «Белшина» известна далеко за пределами Беларуси. А «создают» шины, до того, как они попадают на конвейер, специалисты особого подразделения бобруйской компании инженерно-технического центра.
Раньше модели легковых и грузовых шин для Бобруйского шинного комбината разрабатывал Московский научно-исследовательский институт шинной промышленности, а крупногабаритных и сверхкрупногабаритных - его филиал в Днепропетровске, сообщает «Бабруйскае жыццё». В компании «Белшина» посчитали, что это дорого, а значит, использовать чужие разработки невыгодно. Да и зачем, если есть свои специалисты. И 26 февраля 1997 года был подписан приказ о создании в ОАО «Белшина» инженерно-технического центра.
Началось все с небольшого коллектива в пять человек. Привлекли специалистов из заводских конструкторских отделов. Ближе к 2000 году расширились до трех отделов: конструирования шин, испытаний шин и группы документации. В 2010-м создали отдел проектирования пресс-форм (сейчас он разделен по направлениям на группы: одна занимается шинами для легковых автомобилей, другая - для грузовиков и сельскохозяйственной техники, третья -24 для очень больших самосвалов), а ИТЦ переименовали в управление проектирования и конструирования шин.
С развитием технологий возникла необходимость построения 3D-моделей шин - организовали отдел программного обеспечения. Позже появились отделы расчетных исследований механики шин и комплексного моделирования. В ОРИМШ «ищут» оптимальные конструкции шин. Для четкости исследований изучают физико-механические свойства резины, текстильного и металлокорда. По окончании исследований в отделы компьютерного моделирования и проектирования направляется чертеж формообразующей поверхности пресс-формы, в которой будет изготавливаться шина определенного типоразмера. В чертеже содержится распределение материалов, по нему разрабатывается конструкторско-технологическая карта. После выпуска опытной партии проводят обратный инженерный анализ. С его помощью определяют в конструкции шины степень отклонения от идеального прототипа, вносят корректировки. Благодаря накопленному опыту итерации (повторные действия) сократились до двух-трех, чтобы шина прошла все необходимые предварительные испытания.
Сейчас подразделению вернули прежнее название, но инженерно-технический центр объединил УПКШ, центральную заводскую лабораторию и научно-технический отдел. Не так давно здесь появилось бюро дизайна протектора и боковины, где создается внешний облик каждой шины. В ИТЦ с нуля разрабатывают шины любых конструкций, типоразмеров и назначений. После выпуска опытной партии, которая проходит испытания, получают все необходимые сертификаты и ставят их на производство.
И немного статистики. В 2015-м в ОАО «Белшина» на поток поставили 15 моделей шин различных типоразмеров, в 2017-м - 10, 2018-м - 19, 2019-м - 28, 2020-м - 31 модель. В нынешнем году запланировано освоить производство 28 новых моделей шин. Особое внимание уделяют сверхкрупногабаритным ЦМК шинам с посадочным диаметром 49-57 дюймов.