По данным Российского экологического оператора, объем образования отходов шин в нашей стране составляет порядка миллиона тонн в год, а мощность утилизационных предприятий - около 400 тысяч тонн. При этом, по экспертной оценке участников рынка переработки, утилизируется всего 150 тысяч тонн. Увеличить объемы утилизации позволило бы совершенствование механизма расширенной ответственности производителей.
«Сейчас производители обязаны уплачивать экологический сбор, но он не покрывает расходы утилизаторов, из-за чего тем невыгодно заниматься сбором и переработкой шин, - сообщил генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев. - Из-за этого существует практика, когда автовладельцам приходится даже доплачивать за переработку своих старых шин, в итоге на свалки отправляются отходы, которые могли бы быть переработаны во вторсырье и использоваться еще раз. Изменить это возможно, если полноценно запустить механизм РОП. А пока ежегодно из миллиона образующихся автошин на территории нашей страны максимум лишь треть может быть переработана».
В РЭО уверены, что если система расширенной ответственности производителей заработает в полную силу, то отработанные автопокрышки перестанут скапливаться уже через полгода-год. А через три-пять лет станет возможным постепенно переработать все скопившиеся за десятилетия старые шины.
Полный рециклинг покрышек, когда резина перерабатывается в резину для использования по прямому назначению, является дорогостоящим и технически сложным процессом. При этом из старых покрышек можно производить покрытие для детских и спортивных площадок. Также старую резину можно утилизировать в нефтепродукты и топливо для цементных предприятий, в газ, схожий по своим свойствам с природным.
«Вторичное сырье, получаемое из отходов шин, является востребованным и представляет ценность при производстве различных товаров и материалов, - отметил директор по устойчивому развитию ППК РЭО Игорь Забралов. - Так, летом этого года правительство РФ приняло постановление, подготовленное Минприроды России и ППК РЭО, утвердившее список товаров для госзакупок, к которым будут предъявляться особые «зеленые» требования, в том числе мягкие покрытия (резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы). Мы видим большой потенциал не только в указанных в постановлении товарах, но и в новых материалах, используемых в строительстве, в частности в дорожном строительстве, например, в производстве модификаторов для асфальтобетона. Помимо устранения несовершенств действующего законодательства (это низкие нормативы утилизации, ставки экологического сбора, борьба с различными махинациями при утилизации), важно создать механизмы, стимулирующие вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, нужно выстраивать кооперационные цепочки и повышать востребованность вторичных ресурсов».
«Российский экологический оператор» - публично-правовая компания, созданная по указу президента РФ 14 января 2019 года для обеспечения реализации норм законодательства в области обращения с ТКО, создания, развития и совершенствования системы вторичной переработки.