Последние несколько месяцев Казнет пестрел противоречивыми заявлениями о работе шинного завода в Карагандинской области. В некоторых комментариях под постами в социальных сетях утверждалось, что никакого шинного завода якобы нет, ничего своего в Казахстане не производят и нигде не продают. Журналисты Казахского телеграфного агентства KazTAG решили посетить шинный завод в Сарани, чтобы лично убедиться в том, что предприятие работает.
![](/descriptions/news/64363zavod_.jpg)
Завод начал работу недавно и уже готовится производить продукцию, которую, по словам директора предприятия Радия Бурганова, планируют поставлять как на внутренний рынок, так и на экспорт. Чтобы убедиться в словах руководителя предприятия, журналисты обратились к цифрам и понаблюдали за тем, что на самом деле происходит на заводе.
Общая стоимость этого проекта составляет 228,9 миллиарда тенге (более 500 миллионов долларов), из которых 140 миллиардов тенге - прямые иностранные инвестиции. Его реализовали с использованием передового оборудования, часть завода и вовсе отстраивали с помощью вертолетов. Примечательно, что нормативный срок строительства подобных объектов составляет 48 месяцев, но завод в Сарани был построен всего за 39 месяцев. Это достижение стало возможным благодаря слаженной работе всех участников проекта и современным технологиям.
Поскольку некоторые казахстанцы уверенно писали в соцсетях, что производства нет, корреспонденты KazTAG обошли все цеха завода и лично проверили, как ведутся все стадии выпуска шин.
Производственный процесс на заводе включает полный цикл - от подготовки сырья до выпуска готовой продукции. Завод оснащен 800 единицами современного оборудования, что обеспечивает высокий уровень автоматизации и минимизирует человеческий фактор. Продукция завода выпускается под брендом Attar и уже прошла сертификацию на соответствие международным стандартам, чтобы выйти на внутренний рынок, а впоследствии - отправиться на экспорт.
![](/descriptions/news/84bf75b8dd4611acf7e5290ab162025f_original.89355.jpg)
Чтобы убедиться, что завод действительно намерен снабжать авторынок качественной продукцией, журналисты KazTAG посетили цех контроля качества, где продукция проходит строгие тесты, которые подтверждают высокое качество продукции. Отметим, что завод уже получил сертификат соответствия системы менеджмента качества ISO 9001:2015.
Каждая шина подвергается специальным испытаниям на стендах, имитирующих движение по дороге с полной нагрузкой автомобиля. Для грузовых шин предусмотрена дополнительная проверка с использованием рентгеновских аппаратов. Каждая шина проходит рентгеновский контроль.
Примечательно, что все шины для легковых автомобилей производятся по технологии всемирно известного концерна Pirelli, а грузовые - по технологии другого не менее признанного концерна Continental.
Легковые шины будут выпускаться с популярными «народными» размерами от 15 до 16 дюймов, начиная с июня 2024 года. В общем, продукция будет доступна в размерах от 14 до 20 дюймов, это будут первые шины Made in KZ для легковых автомобилей. Что касается грузовых шин, они будут выпускаться в размерах от 17,5 до 22,5 дюйма.
![](/descriptions/news/0957c3f579594a23d115618ae3f3d734_original.135174.jpg)
На заводе заявляют, что все шины проходят тестирование на специальном стенде, собранном немецкими специалистами.
Процедура включает взвешивание, проверку геометрии, а также имитацию движения шины по дороге с использованием вращающегося барабана. Таким образом, каждая шина проходит тест, симулирующий ее работу в условиях повышенной нагрузки на дороге. Этот процесс занимает всего 30 секунд, благодаря уникальной технологии испытаний.
Примечательно, что завод помимо своей амбициозной цели - стать одним из ведущих поставщиков качественных легковых и грузовых шин, развивает свою квалификационную базу - вкладывается в человеческие ресурсы. Несмотря на автоматизацию процессов, высокотехнологичные производственные показатели и наличие робототехники, управляют ими люди - местные жители, работники как из самой Сарани, так и из области.
На заводе работают более 530 сотрудников, а по достижении полной производственной мощности их численность планируется увеличить до 1125 человек. Средняя заработная плата здесь составляет более 366 тысяч тенге. Завод предлагает различные программы обучения и развития, стажировки на шинных производствах в Санкт-Петербурге и Нижнекамске. Продолжительность обучения и стажировок составляет от шести до 18 месяцев, что позволяет сотрудникам повысить свои профессиональные скиллы.
![](/descriptions/news/765e1c4c65290c17294abc33d51cd28f_original.131636.jpg)
Как заверяют сами заводчане, предприятие заботится о своих сотрудниках, предлагая различные льготы и компенсации. Сотрудники обеспечены бесплатной развозкой из соседних городов, компенсируются затраты на питание, предоставляется материальная помощь. Также предусмотрена программа льготного жилья для сотрудников, что делает работу на заводе еще более привлекательной.
Помимо хорошо организованных условий труда, корреспонденты KazTAG отметили, что само предприятие только собирается выходить на отечественный рынок, именно поэтому шины Made in KZ пока еще недоступны на прилавках. Прежде чем выйти на рынок, завод получил европейский сертификат на соответствие Правилам безопасности ООН и сертификат соответствия техническому регламенту. И как заверяют в руководстве компании, предприятие планирует быть на рынке в самое ближайшее время. В первый год работы завод намерен выпустить 1 миллион шин. Продукция будет направлена на внутренний рынок, отечественные автозаводы и на экспорт. При выходе на проектную мощность завод будет производить 3,5 миллиона шин в год.
«Запуск производства в Сарани - это промышленный успех для всего Казахстана, - заявил директор завода Радий Бурганов. - Завод уникален для региона не только тем, что представляет собой производство полного цикла, но и высочайшим уровнем качества продукции. Полученные сертификаты подтверждают, что технологии производства и готовая продукция соответствуют международным стандартам качества».
![](/descriptions/news/1e51957a36f432e8145ccbc6f4253bbc_original.148638.jpg)
Если учесть, что парк легковых автомобилей в Казахстане насчитывает около 4,5 миллиона единиц, потенциал рынка шин оценивается примерно в 20 миллионов. Можно сделать вывод, что рост спроса на шины будет идти параллельно с увеличением автопарка, а это указывает на необходимость потенциального расширения производственных мощностей завода в будущем.
Завод в Сарани - это первый казахстанский завод, который производит шины буквально с нуля. Предприятие продемонстрировало достаточный уровень технологичности и качества. В перспективе, за счет этого проекта, Казахстан сможет заявить серьезную претензию на наличие и развитие отечественной промышленности, при условии полного обеспечения внутреннего рынка качественной шинной продукцией.
![](/descriptions/news/9e941902c8c15d4abf975fbc6c32c52e_original.270791.jpg)
После личной проверки информации о работе завода, которую обсуждают в социальных сетях казахстанцы, телеграфное агентство KazTAG опровергает слухи о том, что завод не работает. Слухи оказались беспочвенными. Завод в Сарани не только работает, но и демонстрирует высокий уровень организации производства, контроля качества и заботы о своих сотрудниках. Более того, журналистов заверили, что при выпуске своей миллионной шины их обязательно пригласят на предприятие снова. Шинный завод в Сарани - проект, который может стать частью промышленного будущего Казахстана.