Стагнация на российском рынке синтетических каучуков, длившаяся четыре года, сменилась позитивной динамикой. Как сообщает ИА «Девон» со ссылкой на издание «За рулем», в первом квартале производство в этой сфере выросло на 5,2 процента. Основным же фактором восстановления спроса на синтетические каучуки, по мнению экспертов Центра экономического прогнозирования, стало улучшение ситуации в российских шинной и автомобильной отраслях.
В 2023 году российский рынок легковых шин показал уверенный рост на 16 процентов. За год в РФ было продано 45,7 миллиона автомобильных шин, из которых 20 миллионов были импортными. Более 70 процентов от этого показателя приходится на продукцию из Китая, а число китайских брендов на российском шинном рынке уже достигло семи десятков. Растут и поставки шин из Южной Кореи - в 2023 году в России было продано 2 миллиона шин южнокорейских брендов.
Несмотря на оптимистичный настрой на рынке, экспансия китайских шинных брендов и глобальная стагнация могут ограничить потенциал роста этого сектора экономики в России. Тем не менее, у отечественных производителей большие планы. Так, «Татнефть» продолжает выпускать популярные у потребителей модели шин под брендом Gislaved увеличивая производство в соответствии с ростом спроса. На бывшем заводе финской Nokian Tyres в Ленинградской области компания из Татарстана наращивает закупку сырья, включая синтетические каучуки, у российских производителей. Мощности шинного комплекса «Татнефти» оцениваются в более чем 15 миллионов шин в год.
Тем временем, холдинг S8 Capital в 2024 году планирует запустить производство на бывшем заводе Bridgestone в Ульяновске, а также увеличить производство на других своих предприятиях - заводе Gislaved в Калужской области и заводах Cordiant в Ярославле и Омске. Суммарная мощность всех этих предприятий составляет 15 миллионов шин ежегодно. Но в Ульяновске после перезапуска производства в конце 2024 года будут выпускать «всего» 1,2 миллиона шин в год, что составляет половину от максимальной мощности предприятия.
Бывший завод Continental в Калуге, перешедший в собственность холдинга S8 Capital, сохранил коллектив и зарплаты, поменял название на Gislaved и теперь под этим брендом выпускает шины, по составу и качеству соответствующие стандартам немецкого концерна. Кроме того, на калужском предприятии под новой торговой маркой Torero выпускают шины, по своим потребительским свойствам схожие с ушедшим из России брендом Matador.
Но S8 Capital не останавливается на этом и расширяет гамму марок. В частности, специально для поставок заводских шин на конвейеры автопроизводителей создан бренд Meteor, а к концу 2025 года ожидается запуск новой модели шин премиального сегмента. Это будет полностью российская разработка.
Под крышей холдинга S8 Capital собрались специалисты с опытом российского подхода к созданию шин (Cordiant и Tunga), а также европейского (Continental) и японского (Bridgestone). Такая синергия позволит разрабатывать и выпускать самую современную продукцию. В компании есть собственный научно-технический центр «Интайр» с лабораториями в регионах присутствия, в арсенале которых более 400 методов испытаний резины и материалов для шин.
За последние годы на этих шинных комплексах импортозаместили всё, что можно. По каждой позиции химии или компонентов в компании стараются иметь по 2-3 поставщика из разных стран. А там, где есть сложности с доставкой, найдены обходные пути. Только для поставок натурального каучука разработано более десяти маршрутов.
Самый острый вопрос - замещение высокотехнологичных компонентов для резиновых смесей. Такие химические добавки по всему миру поставляли три-четыре компании. Теперь и им найдена альтернатива в России и других дружественных странах. Число поставщиков всех элементов шины для шинного кластера «Кордиант» составляет около тысячи.
В компании заверяют, что по своим свойствам новые химкомпоненты ничем не уступают некогда привычным. Да и наиболее критичны эти компоненты для шин премиум-сегмента, а также для грузовых цельнометаллокордных покрышек. В целом доля локализации в производстве легковых и легкогрузовых шин достигла сегодня 85 процентов.
Кроме того, отечественные производители развивают линейку типоразмеров. Дело в том, что доминирующие на рынке новых машин «китайцы» часто имеют шины непривычных размеров.
Узким местом пока остаются дорожные испытания. Специализированных шинных полигонов западного образца и масштаба у нас нет. Что-то могут делать специалисты шинного испытательного центра «Вершина» и полигона НАМИ. Но, например, ванны с системой точного ведения для испытаний на аквапланирование или трассы с системой полива надо где-то строить.
Есть и вопросы с поставками шин за рубеж. Рост экспортных продаж возможен, однако его потенциал оценить сложно. Сегодня большинство программ российских производителей резинотехнических изделий направлены на развитие внутреннего спроса. Производители ищут возможности нарастить экспорт до прежнего уровня примерно в 30 процентов, но это непросто сделать из-за санкций. Потенциал есть - в Африке и Латинской Америке.
В «Кордианте» отмечают положительную динамику потребления, связанную с увеличением производства шин на заводе Gislaved в Калуге. В текущем году в компании ожидают роста на 5-7 процентов благодаря увеличению выпуска синтетических каучуков в России и переориентации на поставщиков из Азии и Турции.